Светлана Александровна Андреева
Развитие гибкости старших дошкольников в контексте общего физического развития. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО (утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155) «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Публикация «Развитие гибкости старших дошкольников в контексте общего физического развития, Из опыта работы» размещена в разделах
В нашей группе большое внимание уделяется развитию различных физических качеств детей :
во время организованной образовательной деятельности по физическому развитию в спортивном зале (и отработки рекомендаций физ. инструктора),
в совместной деятельности воспитателя и детей – в индивидуальной и подгрупповой работе,
при создании условий предметно – развивающей среды для самостоятельных игр дошкольников.
В нашей группе в рамках программы «Парк студий «Карусель» работает студия «Сочиняем игры сами». У нас в группе собрана «Копилка игр» на развитие различных качеств (сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость). В ходе работы студии мы проводим с дошкольниками (3 – 7 лет) анализ традиционных подвижных игр на развитие определенных физических качеств по обобщенной модели и сочинение новой игры по данному качеству (изменения в схеме игры – действий, части тела, предмета - атрибута, правил, действующих лиц – героев и т. д.) с последующей схематизацией совместными усилиями детей и воспитателя, тем самым «Копилка игр» пополняется новыми. Данная картотека находиться в доступном для детей месте (в спортивном уголке) и используется в течение дня.
После анализа имеющейся литературы (и просторов Интернета) в нашей группе была собрана картотека схем – упражнений по физическому развитию. В ней представлены как упражнения со схемой выполнения, так и те, где дети могут выполнять упражнения с опорой на свой опыт и фантазию. Сюда вошли различные упражнения, наиболее приемлемые по возрасту и способностям детей, как простые, так и с усложнением. Есть статические изображения, где дети придумывают свои варианты выполнения упражнения.
Наши воспитанники подготовительной к школе группы в течение довольно длительного периода (старшая – подготовительная группа) знакомились с картотекой упражнений – в организованной деятельности, на физ. минутках, в игровой. Теперь дети могут выполнять их, играя в различные подвижные дидактические игры - «Сделай так», «Придумай свое», «Угадай упражнение» и др. А также начинают сами придумывать свои упражнения, увеличивая амплитуду, нагрузку, дозировку, добавляя атрибуты (предметы – мяч, лента, обруч и др., составляя свои «мини – комплексы». Так ребята сами разработали такой комплекс, который лег в основу танца – совместного с родителями (оздоровительный досуг, когда родители вместе с детьми выполняли ритмические движения под музыку, ориентируясь на алгоритм – схему).
Дидактическая подвижная игра «Делаем зарядку сами», которую мы в нашей группе начали использовать с конца старшей группы во время летнего оздоровительного периода, позволяет детям самостоятельно разрабатывать комплекс упражнений, выбирая их последовательность и количество упражнений для физ. минуток, в индивидуальных и подгрупповых играх, на побудке и т. п.
Использование схем повышает интерес детей к выполнению физических упражнений, что лежит в основе, активизирует их мотивацию.
В нашем ДОО большое внимание уделяется развитию различных физических качеств дошкольников, в прошедшем учебном году акцент был сделан на развитие гибкости.
Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой называется гибкостью. Гибкость определяют и как способность человека изменять форму тела и его отдельных звеньев в зависимости от двигательной задачи.
Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения с наибольшей быстротой, выразительностью и эффективностью.
Упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы, упрочняют связки и мышечные волокна, повышают эластичность мышц, их способность упруго растягиваться, что также является весьма действенным средством предупреждения мышечных травм.
В детском возрасте опорно - двигательный аппарат характеризуется большим содержанием хрящевых тканей, что определяет более высокую степень гибкости. В дальнейшем, по мере постепенного окостенения хрящевой ткани, а также морфологических изменений в мышцах и связках, эластичность снижается.
Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объём и устойчивость увеличивается постепенно и незначительно. В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители, основное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями, подкрепляя наглядными схемами.
У каждого сложного гимнастического упражнения есть подготовительные этапы. Не возможно без подготовки сесть на «шпагат» или встать на «мостик» сделать «колесо» или «сальто» (это прерогатива индивидуальных или подгрупповых углубленных занятий ребенка со специалистами по желанию родителей).
Мы обращаем повышенное внимание на развитие гибкости (в контексте всестороннего физического развития, используем различные подготовительные упражнения.
(Слайд 8) Хотелось бы обратить Ваше внимание на предварительные этапы освоения «мостика» и «шпагата».
Упражнения «мостик» развивает в первую очередь мышцы спины и брюшного пресса.
Пригибание из и. п. стоя и лежа на животе с предметом или без
Пригибание вдоль гимнастической стенки
Передача мяча из и. п. стоя спиной
Упражнения кольцо верблюд коробочка
(Слайд 9) Упражнения «шпагат» развивает гибкость мышц ног и тазобедренного сустава.
Этому способствуют следящие упражнения:
Наклоны вперед из разных и. п.
Перетягивание предметов или наклоны в парах
Наклоны у гимнастической стенки с подниманием ноги вверх.
Прямой и поперечный шпагат
Многие дети в нашей группе уже освоили подготовительные этапы и могут выполнять данные упражнения (слайды 8-9)
Применение в нашей работе различных приемов и методов, том числе выше описанных, способствует физическому развитию детей (гибкости в частности) и всестороннему развитию личности каждого ребенка в целом.
Список использованной литературы.
ФГОС ДО (утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155)
Программа воспитания и обучения в детском саду. – под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Комаровой Т. С. – М., 2010г.
«Парк открытых студий «Карусель». Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ технологии. - г. Ульяновск, 2017г.
Двигательная активность ребенка в детском саду. – Рунова М. А. – М., 2002.
Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. – М., 1989г.
Боброва Г. Искусство грации. – Л. : Детская литература, 1986.
Карпенко Л. А. Отбор и начальная подготовка занимающихся
художественной гимнастикой: Метод. рек. – Л. ; Изд-во ГДОИФК, 1989.
Назарова О. М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет. Метод. рек. - М. : Всерос. фед. худ. гим, РГАФК, 2001.
Художественная гимнастика: учебник для ИФК под ред. Карпенко Л. А. .- М. : Всерос. фед. худ. гим., СПбАФК, 2003.
Физическая культура. Практическое пособие. Загорский Б. И., Залетаев И. П., Пузырь Ю. П. - М. : Высш. шк., 1989.