Елена Дорофеева
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук тесно связано с формированием общей моторики. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций выпрямления и равновесия. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и его речь и психику.
Темочки:
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Примерный комплекс гимнастических упражнений для развития движения рук
Для развития движений рук с детьми проводится ежедневный комплекс гимнастических упражнений с использованием имитационных движений, например:
«Паровоз» – ребенок сидит, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки. Выполняет круговые движения в плечевых суставах;
«Петушок машет крыльями» – ребенок сидит или стоит, отводит руки в стороны и приводит к туловищу;
«Мельница» – ребенок стоит и выполняет круговые движения прямыми руками;
«Хлопушки» – ребенок сидит и выполняет хлопки ладонями перед собой, над головой, справа, слева.
Упражнения для тренировки изолированных движений рук
- разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;
- постучать по столу расслабленной кистью правой, затем левой рукой, и наоборот;
- руки полусогнуты и опираются на локти, встряхнуть кистями рук.
Упражнения для развития движений пальцев рук
Одновременно проводятся следующие упражнения по развитию движений пальцев рук:
- соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук (домик);
- соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести (корзиночка).
Следует обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; а также на свободное сгибание и разгибание пальцев без движения кисти и предплечьев. Для этого рекомендуется проводить следующие упражнения:
сжать пальцы правой руки в кулак, выпрямить;
согнуть пальцы руки одновременно и поочередно;
противопоставить поочередно все пальцы первому;
постучать поочередно каждым пальцем по столу под счет;
отвести и привести пальцы, с усилием согнуть и разогнуть их (кошка выпустила когти);
прокатить и повращать карандаш между первым и вторым, первым и третьим; первым, вторым и третьим; первым, вторым, третьим и четвертым; первым, вторым, третьим, четвертым и пятым пальцами ведущей руки;
отвести и привести пальцы, с усилием согнуть и разогнуть их (коготки);
многократно согнуть и разогнуть пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных (зерно для птиц).
Далее проводится массаж:
- поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
- похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между их основаниями;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
- щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти, от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев, используются щетки различной жесткости.
Элементы самомассажа кистей и пальцев рук
Параллельно с вышеописанными приемами работы можно начать обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольности движений рук у детей. Детей обучают следующим приемам самомассажа: тыльной стороны кистей рук, ладоней и пальцев рук – поглаживание, растирание, надавливание. Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым, затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно.
Для формирования правильного дифференцированного захвата руками детей учат брать контрастные по размеру, форме, структуре предметы различными способами: всей кистью, всеми пальцами, «щепоткой», большим и указательным пальцами, тремя пальцами (особенно удлиненные предметы, например карандаши, ручки).
Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разнообразные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застегивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.