Оксана Калугина
Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры в средней группе.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1. Формирование навыков правильного речевого дыхания
укрепление мышц лица и грудной клетки;
2. Профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы
повышение умственной работоспособности детей;
3. Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи.
Публикация «Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе» размещена в разделах
Речевое дыхание - это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически.) При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.
Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.
Занятие 1
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.
Материал: бумажная лодочка длиной 4см; тазик с водой.
Упражнение. «Пусти лодочку по воде».
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок (по очереди, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла от одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход».
Воспитатель делит детей на 2 группы: одна группа – это лодочки, другая – пароходы.
Воспитатель: когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно: «Тшух, тшух, тшух», (Дети повторяют звукосочетания).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 2
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.
Материал: две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4х4 см) на нитке длиной 8 – 10см (леска натянута на уровне рта ребенка).
Игра – соревнование «Чья бабочка дальше полетит?»
Вызывают троих детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл.
Игра «Конькобежцы и лыжники»
Воспитатель: сейчас будем конькобежцами – будем кататься на коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух, жух». (Дети, как будто едут на коньках, скользят ногами по полу и произносят звукосочетание.)
Теперь мы будем лыжниками – будем кататься на лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, ши-их, ши-их». (Дети имитируют лыжные шаги и произносят звукосочетание.)
Далее дети делятся на две группы: конькобежцы и лыжники. По сигналу: «Едут конькобежцы» действия выполняет первая группа; по сигналу «Едут лыжники» действие выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 3
Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и артикуляционного аппарата детей.
Материал: мишка, зайка (игрушки).
Игра «Поезд»
Воспитатель: мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы – вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у». (Дети повторяют звуки и звукосочетания.) Когда поезд прибывает на станцию (около стула, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайке… Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания дает мишка: «Походите по комнате, как я»… «Порычите: «Хр-хр-хр»… «Ешьте мед – слизывайте с лапы… оближите губы … зубы круговым движением» (дети выполняют задания).
Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называют трусишка». Когда я пугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик». (Дети по примеру воспитателя широко раскрывают рты и, не касаясь губ, проводят язычками от угла до угла рта.) Я умею прыгать, а вы? (Дети скачут как зайка.) От лисы я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, У-у-у-ух, У-у-у-ух». (дети все повторяют).
Занятие 4
Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и фонематического слуха детей.
Материал: мяч.
Игра «Надуем мяч»
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Круг – это мяч.
Воспитатель: мяч плохо надут, давайте его надуем: «Пф-ф-ф, пф-ф-ф». (Дети расходятся в большой круг и произносят звукосочетания.) Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш». (Дети сбегаются в середину круга.) Давайте снова его надуем: «Пф-ф-ф, пф-ф-ф». Опять лопнул…
Игра повторяется и с тем, и с другим звукосочетанием еще раз.
Воспитатель: мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу.
В игре должны принять участие все дети. Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.
Занятие 5
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.
Упражнение «Заморозим руки»
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф».
Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает одну руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.
Игра «Падают листья»
Дети встают в круг. Воспитатель произносит текст. Дети выполняют действие по тексту.
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
дети идут по кругу.
Под ногами шелестят:
«Шик, шик, шик, шик».
И летят… и летят… и летят.
Дети переступают ногами, делают круговые движения в стороны, как будто разгребают листья, и произносят: «Шик, шик».
Поднимают руки вверх, медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».
Занятие 6
Программное содержание: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.
Материал: на каждого ребенка и воспитателя по большому и маленькому кружку; искусственный или живой цветок.
Игра «Оркестр»
Воспитатель: в оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.
Воспитатель: когда ударишь по большому барабану, он стучит: «Там-там-татам»; по маленькому - «Тям-тям-тятям». (Дети повторяют звукосочетание 2 – 3 раза.)
В. : Играем на больших барабанах (показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку).
В. : Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают кружки и поют другую песенку).
Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, а дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель: всем артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как я его нюхаю (вдыхает через нос, на выдохе без напряжения голоса говорит: «Ах-х-х»).
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия.
Когда все понюхают цветок, воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок!».
Занятие 7
Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.
Материал: мяч, на каждого ребенка и воспитателя по белой и черной полоске (1,5х4см)
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель: сегодня вы опять будете артистами – будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. встаньте парами друг против друга, вытяните руки, сжимайте пальцы в кулачок, разжимайте и говорите: «Ух-ах». (Упражнение повторяется 6 – 7 раз.) Теперь будем перебрасывать мяч друг другу. Один скажет: «Ат» - и перебросит мяч другому ребенку; другой, поймав, скажет: «Ать» - и тоже перебросит мяч. (Дети повторяют действия и звукосочетания.)
В зависимости от количества мячей в группе играют сразу все дети или по очереди: перебрасывают мяч по 4 – 5 раз.
Игра «Оркестр»
Воспитатель: это пианино (выкладывает белую и черную полоски). Когда ударяешь по белой клавише, то слышно: «Ла-ла-лалала» (последние три слога произносятся слитно). Я буду дирижером.
Играющим раздаются полоски. Воспитатель без системы показывает на полоски, дети дотрагиваются до соответствующей полоски и поют песенки вместе с воспитателем: 3 раза – медленно, 3 раза – побыстрее.
Воспитатель хвалит детей и аплодирует им.
Занятие 8
Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и артикуляционного аппарата детей.
Материал: игрушки: кукла, мишка.
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель: сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (Дети повторяют звукосочетание 2 – 3 раза.) Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас во рту два мячика (показывает). Потом подуем и скажем: «Пу-у-у». (повторить 5- 6 раз.)
Игра «Оркестр»
Воспитатель: нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты – весь оркестр.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9 – 12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.
Занятие 9
Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и фонематического слуха детей.
Игра «Поезд и птичка»
Воспитатель: послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-ттт». Услыхала его песенку птица и захотела так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть-тьтьть». (Дети повторяют звукосочетания по 2 раза.) Итак, мальчики будут поездом, а девочки – птичками. Идет поезд, колеса стучат… поет птичка… (Дети произносят нужные звукосочетания).
Игра повторяется по 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Воспитатель: в это время мама с дочкой пришла на лесную речку полоскать белье. Они услышали песенки поезда и птички. Девочка говорит маме: «Какая нежная, ласковая песенка у птички, а у поезда грубая, сердитая». Мама с ней согласилась. Они начали полоскать белье (показывает, и стало слышно: «Шух-шух-шух». (Дети повторяют движения воспитателя – имитируют полоскание и повторяют звукосочетание 6 – 7 раз.)
Занятие 10
Программное содержание: развитие речевого внимания, фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей.
Материал: картинка с изображением индюка.
Игра «Высоко – низко»
Воспитатель: мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимает руки вверх) и низко (опускает руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют-фьют-фьют». (игра повторяется 5 – 6 раз с разными звукосочетаниями).
Летит большая птица, скорее прячьтесь под мои крылья (разводит руки в стороны, дети бегут к воспитателю). Улетела птица (возвращаются на свои места).
Игра повторяется.
Упражнение «Индюк дразнится»
Воспитатель: посмотрите (показывает картинку, это домашняя птица – индюк. Когда он ходит, то высовывает язык, бормочет: «Бл-бл-бл». Как будто дразнится. (Дети повторяют звукосочетание 3 – 4 раза).
В. : однажды кот увидел индюка. Подумал, что тот его дразнит, и зашипел на него: «Шш-шш-шш». (дети произносят звукосочетание все громче и громче 4 – 5 раз).
Воспитатель делит детей на группы – индюки и коты. Они встают друг против друга и выполняют игровые действия 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.
Занятие 11
Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого слуха детей.
Материал: картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, гуся, гусенка, лягушки, лягушонка, лошади, жеребенка, коровы, теленка. Танцевальная музыка (в записи).
Игра «Карнавал»
Воспитатель: сегодня мы устраиваем карнавал птиц и животных. Они прилут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздают картинки с изображением птиц и животных, их детенышей). Я буду объявлять кто идет. Пришли кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть.
Собака со щенком… (по очереди называются все персонажи).
Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты). Встаем в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню).
Кто хочет выступить: спеть свою песенку? (вызывает 2 – 3 желающих).
Карнавал окончен; поклонитесь (показывает) и попрощайтесь – спойте каждый свою песенку.
Занятие 12
Программное содержание: развитие артикуляционного аппарата и дикции ребенка.
Материал: мяч.
Игра «Назови игрушку»(в кругу с мячом)
Воспитатель: будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот должен стукнуть им об пол, громко назвать любую игрушку, поймать мяч и передать его соседу.
В. : я буду первая: «Буратино» (воспитатель произносит слово и одновременно ударяет мячом об пол, ловит его и передает ребенку).
В игре принимают участие все дети.
Упражнение «Болтушка»
Воспитатель: мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: пусть он опускается вниз за нижнюю губу и поднимается вверх (показывает). Язык должен дотрагиваться до губ. После восьми движений детям дается короткий отдых, и упражнение повторяется.
Занятие 13
Программное содержание: развитие фонематического слуха, речевого внимания и дикции детей.
Материал: большой и маленький желтые круги; мяч.
Игра «Назови животное»(в кругу с мячом)
Воспитатель: будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу. Я начну: «Бегемот» (одновременно ударяет мячом об пол и произносит слово, ловит и передает мяч ребенку). В игре должны принять участие все дети.
Игра «Разговор синичек»
Воспитатель: послушайте, что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали – пели свои песенки. Большая синичка (показывает большой круг) пела: «Зинь-зинь-зинь», а маленькая (показывает маленький кружок) пела: «Синь-синь-синь». (Дети повторяют звукосочетание по 2 раза).
Вызывает двух детей, одному дает большой, другому маленький кружок (большая и маленькая синички). Дети встают друг против друга и по очереди поют свои песенки (по 2 раза, затем меняются ролями и снова поют песенки.
В игре должны участвовать все дети.
Занятие 14
Программное содержание: развитие фонематического слуха, речевого внимания и артикуляционного аппарата детей.
Материал: по одной бумажной салфетке на каждого ребенка.
Игра «Ветер и волны» (в кругу)
Воспитатель: когда дует сильный ветер, слышится: «Шш-шш-шш». (Дети вместе с воспитателем повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону). Тогда волны набегают большие «Шшш-шшш-шшш». (Дети вместе с воспитателем произносят звуки, резко раскачивая одной рукой перед собой от плеча – полукруглым движением).
Когда дует слабый ветерок: «С-с-с» (дети вместе с воспитателем тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону, волны на реке маленькие: «Сь-сь-сь» (дети и воспитатель произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой, делая небольшой полукруг). Оба упражнения дети выполняют по 2 раза.
Упражнение «Большие и маленькие волны»
Воспитатель: наш язычок тоже умеет делать волны. Вот маленькая волна (медленно проводит языком от угла до угла по нижней губе и обратно). Повторяйте за мной. (Дети проводят по нижней губе 5 – 6 раз). Вот большая волна (достаточно быстро проводит языком по верхней губе, и дети делают то же 5 – 6 раз).
После короткого отдыха упражнение повторяют. При выполнении упражнений детям дают бумажные салфетки для губ.
Занятие 15
Программное содержание: развитие речевого внимания и артикуляционного аппарата детей.
Упражнение «Послушный язычок»
Воспитатель: мы научились давать задания язычку, и он стал послушным. Умеет быть широким (высовывает язык, кладет его на нижнюю губу; дети повторяют упражнение). Он может стать узким: уколите пальчик (показывает, умеет облизывать губы, зубы (дети выполняют соответствующие действия). Наш язычок может стать маятником и до губ не дотрагиваться (дети выполняют соответствующее действие). Мы научили его дразнить котенка (упражнение «Индюк дразнится», см. занятие 10).
Все действия повторяются 2 – 3 раза, по ходу рассказа, выполняются не в быстром темпе, но четко; нужно добиваться этого путем неоднократного показа воспитателем.
Воспитатель: вот какой у нас послушный язычок. Давайте его погладим. Покажите мне большой язык, прижмите его тихонько зубами и провидите ими до самого кончика (показывает).
Это упражнение повторяется 3 – 4 раза.
Игра «Пляшут наши ножки» (в кругу)
Воспитатель: будем прыгать на одной ножке: подпрыгнем 3 раза и скажем: «Та-та-та»; потом – на другой ножке и скажем: «Да-да-да». (Прыжки должны совпадать с произнесением слога.)
Дети выполняют упражнение 6 раз.
После короткого отдыха упражнение повторяется со слогами «ту-ту-ту» и «ду-ду-ду».