МААМ-картинки

Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе

Оксана Калугина
Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Речевые игры в средней группе.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

1. Формирование навыков правильного речевого дыхания

укрепление мышц лица и грудной клетки;

2. Профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы

повышение умственной работоспособности детей;

3. Нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи.

Публикация «Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе» размещена в разделах

Речевое дыхание - это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически.) При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Занятие 1

Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.

Материал: бумажная лодочка длиной 4см; тазик с водой.

Упражнение. «Пусти лодочку по воде».

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок (по очереди, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла от одного «берега» до другого. Упражнение выполняется 2 раза.

Игра «Лодочка и пароход».

Воспитатель делит детей на 2 группы: одна группа – это лодочки, другая – пароходы.

Воспитатель: когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно: «Тшух, тшух, тшух», (Дети повторяют звукосочетания).

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»; по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 2

Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.

Материал: две подставки, между которыми натянута леска с тремя бабочками из гуммированной бумаги (4х4 см) на нитке длиной 8 – 10см (леска натянута на уровне рта ребенка).

Игра – соревнование «Чья бабочка дальше полетит?»

Вызывают троих детей. Они встают перед бабочками. По сигналу «Бабочка, лети» дети дуют на свою бабочку, произнося «Фу-у-у» один раз. Чья бабочка выше полетит, тот выиграл.

Игра «Конькобежцы и лыжники»

Воспитатель: сейчас будем конькобежцами – будем кататься на коньках. Когда коньки скользят по льду, то слышно: «Жух, жух, жух». (Дети, как будто едут на коньках, скользят ногами по полу и произносят звукосочетание.)

Теперь мы будем лыжниками – будем кататься на лыжах. Когда едут лыжники, снег хрустит: «Ши-их, ши-их, ши-их». (Дети имитируют лыжные шаги и произносят звукосочетание.)

Далее дети делятся на две группы: конькобежцы и лыжники. По сигналу: «Едут конькобежцы» действия выполняет первая группа; по сигналу «Едут лыжники» действие выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 3

Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и артикуляционного аппарата детей.

Материал: мишка, зайка (игрушки).

Игра «Поезд»

Воспитатель: мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы – вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у». (Дети повторяют звуки и звукосочетания.) Когда поезд прибывает на станцию (около стула, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух». Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайке… Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

Игра с заданиями

Задания дает мишка: «Походите по комнате, как я»… «Порычите: «Хр-хр-хр»… «Ешьте мед – слизывайте с лапы… оближите губы … зубы круговым движением» (дети выполняют задания).

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называют трусишка». Когда я пугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается мой хвостик». (Дети по примеру воспитателя широко раскрывают рты и, не касаясь губ, проводят язычками от угла до угла рта.) Я умею прыгать, а вы? (Дети скачут как зайка.) От лисы я прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, У-у-у-ух, У-у-у-ух». (дети все повторяют).

Занятие 4

Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и фонематического слуха детей.

Материал: мяч.

Игра «Надуем мяч»

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Круг – это мяч.

Воспитатель: мяч плохо надут, давайте его надуем: «Пф-ф-ф, пф-ф-ф». (Дети расходятся в большой круг и произносят звукосочетания.) Мы так сильно надули мяч, что он лопнул: «Шш-ш-ш». (Дети сбегаются в середину круга.) Давайте снова его надуем: «Пф-ф-ф, пф-ф-ф». Опять лопнул…

Игра повторяется и с тем, и с другим звукосочетанием еще раз.

Воспитатель: мы надули мяч, теперь он будет хорошо подскакивать. Будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, ударит об пол, скажет: «Прыг», поймает его и передаст соседу.

В игре должны принять участие все дети. Затем играющие, ударяя об пол мячом, произносят: «Скок», ловят мяч и передают его следующему ребенку.

Занятие 5

Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого дыхания детей.

Упражнение «Заморозим руки»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются, дуют товарищу на руку и произносят: «Сффф-сффф».

Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает одну руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.

Игра «Падают листья»

Дети встают в круг. Воспитатель произносит текст. Дети выполняют действие по тексту.

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

дети идут по кругу.

Под ногами шелестят:

«Шик, шик, шик, шик».

И летят… и летят… и летят.

Дети переступают ногами, делают круговые движения в стороны, как будто разгребают листья, и произносят: «Шик, шик».

Поднимают руки вверх, медленно их опускают и сначала тихо, затем громче и громче произносят слово «летят».

Занятие 6

Программное содержание: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.

Материал: на каждого ребенка и воспитателя по большому и маленькому кружку; искусственный или живой цветок.

Игра «Оркестр»

Воспитатель: в оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.

Воспитатель: когда ударишь по большому барабану, он стучит: «Там-там-татам»; по маленькому - «Тям-тям-тятям». (Дети повторяют звукосочетание 2 – 3 раза.)

В. : Играем на больших барабанах (показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку).

В. : Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают кружки и поют другую песенку).

Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, а дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель: всем артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как я его нюхаю (вдыхает через нос, на выдохе без напряжения голоса говорит: «Ах-х-х»).

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия.

Когда все понюхают цветок, воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок!».

Занятие 7

Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.

Материал: мяч, на каждого ребенка и воспитателя по белой и черной полоске (1,5х4см)

Упражнение «Тренировка»

Воспитатель: сегодня вы опять будете артистами – будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. встаньте парами друг против друга, вытяните руки, сжимайте пальцы в кулачок, разжимайте и говорите: «Ух-ах». (Упражнение повторяется 6 – 7 раз.) Теперь будем перебрасывать мяч друг другу. Один скажет: «Ат» - и перебросит мяч другому ребенку; другой, поймав, скажет: «Ать» - и тоже перебросит мяч. (Дети повторяют действия и звукосочетания.)

В зависимости от количества мячей в группе играют сразу все дети или по очереди: перебрасывают мяч по 4 – 5 раз.

Игра «Оркестр»

Воспитатель: это пианино (выкладывает белую и черную полоски). Когда ударяешь по белой клавише, то слышно: «Ла-ла-лалала» (последние три слога произносятся слитно). Я буду дирижером.

Играющим раздаются полоски. Воспитатель без системы показывает на полоски, дети дотрагиваются до соответствующей полоски и поют песенки вместе с воспитателем: 3 раза – медленно, 3 раза – побыстрее.

Воспитатель хвалит детей и аплодирует им.

Занятие 8

Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и артикуляционного аппарата детей.

Материал: игрушки: кукла, мишка.

Упражнение «Тренировка»

Воспитатель: сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (Дети повторяют звукосочетание 2 – 3 раза.) Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас во рту два мячика (показывает). Потом подуем и скажем: «Пу-у-у». (повторить 5- 6 раз.)

Игра «Оркестр»

Воспитатель: нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты – весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9 – 12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

Занятие 9

Программное содержание: развитие речевого внимания, речевого дыхания и фонематического слуха детей.

Игра «Поезд и птичка»

Воспитатель: послушайте, что однажды произошло. Ехал поезд через лес, и его колеса стучали сердито: «Т-т-ттт». Услыхала его песенку птица и захотела так же, но у нее получилась ласковая песенка: «Ть-ть-ть-тьтьть». (Дети повторяют звукосочетания по 2 раза.) Итак, мальчики будут поездом, а девочки – птичками. Идет поезд, колеса стучат… поет птичка… (Дети произносят нужные звукосочетания).

Игра повторяется по 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Воспитатель: в это время мама с дочкой пришла на лесную речку полоскать белье. Они услышали песенки поезда и птички. Девочка говорит маме: «Какая нежная, ласковая песенка у птички, а у поезда грубая, сердитая». Мама с ней согласилась. Они начали полоскать белье (показывает, и стало слышно: «Шух-шух-шух». (Дети повторяют движения воспитателя – имитируют полоскание и повторяют звукосочетание 6 – 7 раз.)

Занятие 10

Программное содержание: развитие речевого внимания, фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей.

Материал: картинка с изображением индюка.

Игра «Высоко – низко»

Воспитатель: мы будем птицами. Птицы летают высоко (поднимает руки вверх) и низко (опускает руки). Когда я подниму руки вверх, будем петь: «Вьют, вьют, вьют»; когда я опущу их, будем петь: «Фьют-фьют-фьют». (игра повторяется 5 – 6 раз с разными звукосочетаниями).

Летит большая птица, скорее прячьтесь под мои крылья (разводит руки в стороны, дети бегут к воспитателю). Улетела птица (возвращаются на свои места).

Игра повторяется.

Упражнение «Индюк дразнится»

Воспитатель: посмотрите (показывает картинку, это домашняя птица – индюк. Когда он ходит, то высовывает язык, бормочет: «Бл-бл-бл». Как будто дразнится. (Дети повторяют звукосочетание 3 – 4 раза).

В. : однажды кот увидел индюка. Подумал, что тот его дразнит, и зашипел на него: «Шш-шш-шш». (дети произносят звукосочетание все громче и громче 4 – 5 раз).

Воспитатель делит детей на группы – индюки и коты. Они встают друг против друга и выполняют игровые действия 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Занятие 11

Программное содержание: развитие речевого внимания и речевого слуха детей.

Материал: картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка, гуся, гусенка, лягушки, лягушонка, лошади, жеребенка, коровы, теленка. Танцевальная музыка (в записи).

Игра «Карнавал»

Воспитатель: сегодня мы устраиваем карнавал птиц и животных. Они прилут вместе с детенышами. Но сделать это смогут только тогда, когда правильно споют свою песенку (детям раздают картинки с изображением птиц и животных, их детенышей). Я буду объявлять кто идет. Пришли кот с котенком (дети имитируют мяуканье, разное по громкости и тональности). Проходите, пожалуйста! Очень рады вас видеть.

Собака со щенком… (по очереди называются все персонажи).

Карнавал начинается: танцуем (включить запись на 2 минуты). Встаем в хоровод (дети исполняют любую хороводную песню).

Кто хочет выступить: спеть свою песенку? (вызывает 2 – 3 желающих).

Карнавал окончен; поклонитесь (показывает) и попрощайтесь – спойте каждый свою песенку.

Занятие 12

Программное содержание: развитие артикуляционного аппарата и дикции ребенка.

Материал: мяч.

Игра «Назови игрушку»(в кругу с мячом)

Воспитатель: будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот должен стукнуть им об пол, громко назвать любую игрушку, поймать мяч и передать его соседу.

В. : я буду первая: «Буратино» (воспитатель произносит слово и одновременно ударяет мячом об пол, ловит его и передает ребенку).

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Болтушка»

Воспитатель: мы бросали мяч об пол, он подскакивал вверх. Теперь давайте дадим задание нашему языку: пусть он опускается вниз за нижнюю губу и поднимается вверх (показывает). Язык должен дотрагиваться до губ. После восьми движений детям дается короткий отдых, и упражнение повторяется.

Занятие 13

Программное содержание: развитие фонематического слуха, речевого внимания и дикции детей.

Материал: большой и маленький желтые круги; мяч.

Игра «Назови животное»(в кругу с мячом)

Воспитатель: будем передавать мяч по кругу. У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу. Я начну: «Бегемот» (одновременно ударяет мячом об пол и произносит слово, ловит и передает мяч ребенку). В игре должны принять участие все дети.

Игра «Разговор синичек»

Воспитатель: послушайте, что однажды произошло. Сидели две синички на ветке дерева и разговаривали – пели свои песенки. Большая синичка (показывает большой круг) пела: «Зинь-зинь-зинь», а маленькая (показывает маленький кружок) пела: «Синь-синь-синь». (Дети повторяют звукосочетание по 2 раза).

Вызывает двух детей, одному дает большой, другому маленький кружок (большая и маленькая синички). Дети встают друг против друга и по очереди поют свои песенки (по 2 раза, затем меняются ролями и снова поют песенки.

В игре должны участвовать все дети.

Занятие 14

Программное содержание: развитие фонематического слуха, речевого внимания и артикуляционного аппарата детей.

Материал: по одной бумажной салфетке на каждого ребенка.

Игра «Ветер и волны» (в кругу)

Воспитатель: когда дует сильный ветер, слышится: «Шш-шш-шш». (Дети вместе с воспитателем повторяют звуки и раскачивают поднятыми руками из стороны в сторону). Тогда волны набегают большие «Шшш-шшш-шшш». (Дети вместе с воспитателем произносят звуки, резко раскачивая одной рукой перед собой от плеча – полукруглым движением).

Когда дует слабый ветерок: «С-с-с» (дети вместе с воспитателем тихо произносят звуки и медленно раскачивают руками из стороны в сторону, волны на реке маленькие: «Сь-сь-сь» (дети и воспитатель произносят звуки и покачивают перед собой одной рукой, делая небольшой полукруг). Оба упражнения дети выполняют по 2 раза.

Упражнение «Большие и маленькие волны»

Воспитатель: наш язычок тоже умеет делать волны. Вот маленькая волна (медленно проводит языком от угла до угла по нижней губе и обратно). Повторяйте за мной. (Дети проводят по нижней губе 5 – 6 раз). Вот большая волна (достаточно быстро проводит языком по верхней губе, и дети делают то же 5 – 6 раз).

После короткого отдыха упражнение повторяют. При выполнении упражнений детям дают бумажные салфетки для губ.

Занятие 15

Программное содержание: развитие речевого внимания и артикуляционного аппарата детей.

Упражнение «Послушный язычок»

Воспитатель: мы научились давать задания язычку, и он стал послушным. Умеет быть широким (высовывает язык, кладет его на нижнюю губу; дети повторяют упражнение). Он может стать узким: уколите пальчик (показывает, умеет облизывать губы, зубы (дети выполняют соответствующие действия). Наш язычок может стать маятником и до губ не дотрагиваться (дети выполняют соответствующее действие). Мы научили его дразнить котенка (упражнение «Индюк дразнится», см. занятие 10).

Все действия повторяются 2 – 3 раза, по ходу рассказа, выполняются не в быстром темпе, но четко; нужно добиваться этого путем неоднократного показа воспитателем.

Воспитатель: вот какой у нас послушный язычок. Давайте его погладим. Покажите мне большой язык, прижмите его тихонько зубами и провидите ими до самого кончика (показывает).

Это упражнение повторяется 3 – 4 раза.

Игра «Пляшут наши ножки» (в кругу)

Воспитатель: будем прыгать на одной ножке: подпрыгнем 3 раза и скажем: «Та-та-та»; потом – на другой ножке и скажем: «Да-да-да». (Прыжки должны совпадать с произнесением слога.)

Дети выполняют упражнение 6 раз.

После короткого отдыха упражнение повторяется со слогами «ту-ту-ту» и «ду-ду-ду».

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте»Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста «Путешествие на самолёте» «Путешествие на самолёте». Тема: Звуки С-СЬ. Цель: -Закреплять правильное произношение звуков С-Сь в изолированном виде, в словах. -Учить.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Автор публикации:
Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 12:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонетико-фонематического слуха у детей в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Калугина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД