Лучший педагог года

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Лаврухина Елена
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонематического восприятия у младших школьников.

В настоящее время в общеобразовательную школу поступают дети, имеющие различные речевые нарушения.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правильным звукопроизношением, имеют хороший словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако, процесс овладения грамотой не у всех проходит одинаково. Некоторые дети, поступившие в школу, не способны в полной мере овладеть письмом и чтением за букварный период.

Публикация «Развитие фонематического восприятия у младших школьников» размещена в разделах

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Несформированность фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза речевого потока, недостаточность психических процессов – основные причины дисграфии. В коррекционной педагогике понятие дисграфия понимается как стойкое нарушение процесса реализации письма на начальном этапе школьного обучения. Симптомами нарушения письма у младших школьников считаются специфические стойкие ошибки, не связанные со знанием и применением орфографических правил.

Недостаточная сформированность фонематического восприятия – одна из причин дисграфии. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по установлению звуковой структуры слова. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения слова на составные элементы – фонемы. Нарушение фонематического восприятия приводит к смешению звуков и заменам их в устной речи, а также заменам соответствующих букв на письме, перестановке букв и слогов, слитном написании слов в предложении. Профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Фонематическое восприятие взаимосвязано не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха учащиеся намного лучше воспринимают окончания слов, приставки, суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произношения, правильной слоговой структуры слова, основой овладения грамматическим строем языка, успешного овладения навыками письма и чтения.

При разработке и подборе упражнений для формирования фонематического восприятия у младших школьников, можно выделить несколько ступеней.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектного произношения. Необходимость развития слухового контроля за качеством собственной речи способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.

Чтобы работа пошла интереснее, её рекомендуется проводить в виде дидактических игр, которые позволяют учить детей весело, без принуждения, мобилизуя весь мотивационный потенциал.

«Огорчился»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправuльное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

«Как правильно сказать?»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

«Будь внuмателен»- на правильный ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.

В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

«Незнайка запутался»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Чем отличаются слова?»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

кит-кот, жук-сук, Маша-каша, шар-шарф.

«Лишнее слово»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – символов звука, графических схем слова, звуковых линеек, фишек, на речевое проговаривание (при назывании слов, на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков.

Выделить слог с определенным звуком.

Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок

Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, восстановление звуков, слогов с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.

Отбор слов с заданным звуком

«Почтальон»

Цель: развивать внимание, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа

У детей на столах лежат предметные картинки. Выбирается почтальон с сумкой, к которой прикреплена буква. Он собирает только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук Р. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его почтальону, утрированно произносит в слове звук.

«Магазин»

Цель: развивать внимание, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы-картинки на деньги - символы или буквы. Подавая педагогу символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в названии покупаемого предмета.

«Для кого картинка?»

Цель: развивать внимание, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа

Детям раздаются символы звуков или буквы. Выбирается ведущий, который показывает картинку. Ребенок доказывает, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный звук.

«Разложи картинки к символам»

Цель: развивать внимание, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа

Перед детьми выставляется 2 знакомых символа согласных звуков (например при дифференциации свистящих и шипящих). Дети берут перевернутые картинки и подставляют к нужному символу, доказывая, что он поступили правильно, то есть произносят в слове соответствующий звук утрированно.

«Ворота»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие

Дети изображают ворота. Логопед объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова с заданным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу, если слышат в слове заданный звук и закрывают, если в слове нет указанного звука. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

«Лови мяч»

Цель: развивать внимание, фонематическое восприятие, быстроту реакции.

Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове

«На рыбалку»

Цель: учить детей выделять первый и последний звук в слове, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие.

Берётся удочка с магнитом на конце. К картинкам прикреплены скрепки. Ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук.

«Цепочка слов»

Цель: учить детей выделять первый и последний звук в слове, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонематическое восприятие.

На столе лежат картинки. Логопед помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и ставят её за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.

«Цветные тарелочки»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фенематическое восприятие.

На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова (твёрдый или мягкий согласный, гласный).

Определение позиции звука в слове

Игры на выделение места звука в слове

«Разложи в коробки»

Цель: упражнять детей в умении определять место звука в слове, автоматизировать звук в словах, развивать фонематический анализ.

Детям предлагаются три коробки со схемами (в первой –закрашен первый квадрат, во второй – второй, в третьей – третий квадрат). Задание – разложить все картинки под подходящие схемы в коробки.

«Кто в домике живёт» - условия игры аналогичные, схемы слов представлены в виде домиков.

«В каком вагоне?»

Цель: упражнять детей в умении определять место звука в слове, обогащать словарь, автоматизировать звук в словах, развивать фонематический анализ.

Детям предлагается поезд с тремя вагонами, на которых схема места звука в слове, звук или буква, предметные картинки. На перроне - картинки Дети определяют, в каком вагоне поедут картинки, в зависимости от расположения звука: в начале – первый вагон, в середине - второй или в конце слова – третий вагон.

«Корзинки»

Цель: упражнять детей в умении определять место звука в слове, развивать фонематический слух.

Играют 4 детей: один ведущий, остальные берут себе по корзинке со схемой, указывающей место звука в слове. Ведущий называет картинку, выделяя голосом искомый звук, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Затем дети меняются корзинками.

Полный звуковой анализ и синтез

«Помоги Лунтику»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фенематическое восприятие.

Картон чёрного цвета, изображение Лунтика, цветные фишки или звёздочки (красного, синего и зелёного цветов, картинки. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Построим пирамиду»

Цель: упражнять детей в умении определять первый звук в слове, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Логопед предлагает детям построить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды должны быть помещены картинки с изображениями предметов, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды - четыре звука, и т. д. Дети по очереди выбирают картинки, определяют количество звуков в нем и помещают в соответствующий ряд пирамиды.

«Точки - звуки»

Цель: упражнять детей в умении определять количество звуков в слове, развивать навыки звукобуквенного анализа слов, фонематический слух.

Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубик, называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. Если выпадает ноль, игрок пропускает ход.

«Телевизор»

Цель: упражнять детей в умении определять первый звук в слове, развивать фонематический слух.

Логопед объясняет детям: «Чтобы увидеть изображение на экране телевизора, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет». Слова можно составить по первым или последним звукам.

«Новоселье».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Нужны изображения двух домиков, на крыше которых написаны буквы (например С и Ц). Рядом выложены картинки. Дети должны выбрать те, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в эти домики. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или группа, поделенная на две команды).

«Незнайкины ошибки».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фенематическое восприятие и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки с картинками (3 – 4, под которыми даны звуковые схемы. В некоторых специально допущены ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Можно играть в команде.

«Найди слова в слове».

Цель: развивать умение составлять слова из букв, расширять объем словаря, закреплять правописание слов. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры. На доске пишется длинное слово (или раздаётся напечатанное каждому ребёнку). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

«Математическая грамматика».

Цель: автоматизация звуков, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца =? (столица).

«Поезд»

Цель: развивать умение определять количество звуков в словах, совершенствовать фонематическое восприятие, автоматизировать звуки в словах, профилактика дисграфии.

Потребуется изображение поезда. На вагонах таблички с кружками (3, 4, 5, 6). Предлагается отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Ребёнок берёт картинку, например, с изображением животного, отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и прикрепляет к соответствующему вагону: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука».

Слоговой анализ слов

«Слоговые этажи»

Цель: развивать умение делить слова на слоги, совершенствовать фонематическое восприятие, автоматизировать звуки в словах, профилактика дисграфии

Логопед объясняет: «Сегодня мы будем строить слоговой дом. В нижний этаж дома нужно поместить картинки, названия которых состоят из четырёх слогов, например: мар-га-рит-ка; во второй этаж —из трё х слогов: ге-ор-гин; в третий — из двух слогов: ро-за; в последний этаж - картинку, название которой из одного слога, например мак».

Ребенок берёт картинку, произносит название предмета по слогам и помещает в нужный этаж. Остальные проверяют, правильно ли заселен дом.

«Цветочный магазин»

Цель: развивать умение делить слова на слоги, совершенствовать фонематическое восприятие, автоматизировать звуки в словах, уметь строить диалог.

Логопед предлагает детям поиграть в цветочный магазин. На наборном полотне картинки, на которых нарисованы цветы. Детям раздаются карточки – «деньги» со слоговой схемой слова или разным количеством квадратиков. Выбирается продавец. «В магазине продаются разные цветы. Одни — с короткими названиями, другие — с длинными. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько слогов, сколько квадратов на карточке или подходящая схема. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его». Все покупки складываются в определённые корзины (по количеству слогов). В конце игры дети разбирают содержимое корзин, определяя свой вклад в общее дело.

«Зоомагазин»

Игра строится по аналогии с предыдущей.

«Посадим цветы на клумбу»

Цель: развивать умение делить слова на слоги, совершенствовать фонематическое восприятие, автоматизировать звуки в словах.

Готовятся «клумбы» со схемами слов. Детям раздаются картинки с изображениями цветов. Логопед предлагает детям «посадить цветы на клумбу» по количеству слогов: в первую, цветы, названия которых делятся на два слога, во вторую — цветы с названиями из трех слогов, в третью — с названиями из четырех слогов.

Эти игры можно использовать и в подготовки дошкольников, и учителем на уроках обучения грамоте и русского языка.

Использованная литература:

Л. С. Волкова Логопедия М. Владос 1998

Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М. Владос 2003

И. Н. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников М. Владос 1997

Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь С. -П. Детство-пресс 1999

Е. А. Пожиленко Волшнбный мир звуков и слов М. Владос 2002

Е. В. Мазанова Логопедия Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза Аквариум 2004

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 21:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического восприятия у младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Лаврухина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД