Валерия Мачихина
Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ТОГБОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ
Учитель-логопед Мачихина В. Н.
Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонематические процессы – это :
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
Фонематический слух -тонкий слух, позволяющий различать и
узнавать фонемы родного языка.
Стадии развития фонематического слуха :
- первая формирование способности различать гласные звуки;
- вторая различать согласные звуки. При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Фонематическое восприятие - способность различать фонемы родного
языка и определять звуковой состав слова.
Четыре ступени формирования фонематического восприятия :
- первая овладение умением узнавать звук на фоне слова;
- вторая выделять первый и последний звук в слове;
- третья определять последовательность, качество и количество звуков в слове;
- четвёртая определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Основные ошибки в речи у детей с ОВЗ, причиной которой является несформированнность фонематического слуха, это специфические фонетические замены. Сюда относится замена и смешение свистящих и шипящих звуков [с]-[ш];[ж]-[з] (например сум вместо шум или жуб вместо зуб, звонкие и глухие согласные [п]-[б];[в]-[ф] твердые и мягкие согласные и т. д. Нарушено произношение слов со стечением гласных (качиха вместо ткачиха, что нарушает смысл высказывания.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте.
В своей работе, по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ, я использую различные методы и приемы. Вся коррекционную работу по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ разделена на 6 этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различение одинаковых слов, фраз, звукомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие навыков звукового анализа.
1 этап: Игры на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. На развитие слухового внимания и слуховой памяти.
На первом этапе в процессе специальных игровых упражнений у детей развивала способность узнавать и различать неречевые звуки.
Зачем это нужно? Узнавание и различение сходных бытовых шумов является отличной базой для становления фонематического слуха и в дальнейшем грамотного письма.
Упражнение «Угадай, на чем играю»
Подготовить музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, дудочку и убрать игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, попросить ребенка угадать, на чем играли.
2 этап: Игры на развитие способности различать одинаковые слова и звуки по высоте, силе и тембру голоса.
Постепенно отработав на материале неречевых звуков, переходим к различению одинаковых слов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса. Когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию, т. е. использовать картинный материал.
Упражнение «Три медведя».
Выставляем перед ребенком игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего и маленького. Рассказываем сказку о трех медведях (в сокращенном варианте, произносим соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Ребенок отгадывает и показывает, какой из медведей мог так сказать.
3 этап: Игры на различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе, ребенок учится различать похожие слова по звучанию, учится подбирать рифму, находить ошибки, связанные со звуковым составом слова.
Упражнение «Выбрать подходящее слово»
Читаем ребенку стих и предлагаем закончить предложение правильно.
Шепчет мне на ушко
Сказки разные (перина, подушка, рубашка)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то (спички, щетку, ножик)
Опустела мостовая
И уехали (трамваи, автобусы, такси).
4 этап и 5 этап: Игры на дифференциацию слогов и фонем.
На этом этапе постепенно ребенок учится различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Понятно, что в играх варьировался подбор слов для названия и дифференциации в зависимости от произносительных возможностей ребенка и от последовательности всей звуковой работы в целом. Ребенок учится различать фонемы родного языка сначала в слогах за тем в словах и только после в словосочетаниях и предложениях. На этом этапе использую пособие тетрадь- тренажер Н. В. Нищева и тетрадь – тренажер Т. С. Перегудова Е. В. Балакирева.
Упражнение «Хлопни, топни»
Дифференциация звуков[с]; [ш].
Используя пособие Т. С. Перегудова Е. В. Балакирева, вместе с ребенком на один звук например [с] топаем, а на другой например [ш] хлопаем.
СА (топаем ногой) ША (хлопаем)
СУ (топаем ногой) ШУ (топаем ногой)
СО (топаем ногой) ШО (топаем ногой)
6 этап: Игры на развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.
Задачей последнего этапа занятий является развитие у ребенка навыков звукового анализа и синтеза, предполагающий операции на уровне звука.
Звуковой анализ и синтез – это умение определять количество слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого, последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Упражнение «Схема слова»
С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова. Красные фишки – гласный звук, синие фишки –согласный звук, зеленые фишки мягкий звук.