Тимошенко Екатерина
Развитие фонематического слуха у детей с ФФН
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ФФН
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Поскольку письменная речь формируется на основе устной, то дети страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени.
Публикация «Развитие фонематического слуха у детей с ФФН» размещена в разделах
Путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и нарушений со стороны фонематического слуха достигается преодоление фонетико – фонематического недоразвития (нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем).
Необходимая предпосылка для овладения чтением, а в последствии и письмом, это практическое ознакомление со звуковой стороной слова, т. е. звуковой анализ слова (общепризнанное положение в современной методике обучения грамоте). А на овладение звуковым анализом влияет уровень развития фонематического слуха детей.
То есть если мы хотим, что бы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) легко и избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны основываться на на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на интонацию. Это период дофонемного развития речи. И только примерно к году ребенок начинает реагировать на предметное значение слова (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит очень активно, опережая артикуляционные возможности. Это служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев).
Формирование правильного произношения зависит от уровня развития фонематического слуха. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и анализируются (Д. Б. Эльконин назвал действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием). Звуковой анализ в отличии от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения.
Фонематическое восприятие – первая ступень в движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
В фонетико-фонематическом недоразвитии выделяются несколько состояний
o Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
o При сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
o Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Также наблюдается: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Это достигается поэтапно.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
1. Узнавание неречевых звуков;
2. Различение высоты, силы, тембра голоса;
3. Различение слов, близких по своему звуковому составу;
4. Дифференциация слогов;
5. Дифференциация фонем;
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
В логопедии разработаны и успешно применяются специальные упражнения для формирования фонематического слуха (для всех этапов). Важно отнестись к этим упражнениям серьезно. Занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
1. Чудо-звуки. Прослушать с ребенком на прогулке окружающие вас звуки – шум дождя, чириканье воробъев, шум листьев на деревьях и тд. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их еще можно услышать. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочат кузнечники, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей.
2. Слушай, пробуй, как звучит. Исследовать звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменять громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
3. Угадай, что звучало. Проанализировать с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами.
4. Шумящие коробочки. Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т. д. Взять коробочку из своего набора, трясти ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично.
5. Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя
6. Подбери картинку или игрушку. Взрослый стучит (шелестит, гремит, трубит, звенит, играет на пианино, а ребенок угадывает, что делал взрослый, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
7. Отрабатываем ритмические структуры. Взрослый задает ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит руки взрослого, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.
8. Громко-тихо. Попросить ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумать или вспомнить каких-то сказочных персонажей, необходимо договориться, кто из них как говорит, а потом разыгрывать небольшие диалоги, нужно узнавать героев по голосу. Можно меняться ролями.
(каждый слог – один удар, на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
9. “Поймай картинку”
Данное упражнение направлено на обогащение словаря и закрепление отдельных звуков. Для проведения этой игры необходимо нарисовать небольшие картинки и вырезать их по контуру. Еще для упражнения потребуется небольшой магнит, который необходимо привязать к толстой нитке, а нитку — к любой палочке или ручке, карандашу (чтобы получился инструмент, похожий на рыболовную удочку). Затем на вырезанные картинки цепляются скрепки, и все они кладутся в какую-либо емкость (ведро, тазик и т. п.). Дети берут устройство с магнитом и опускают его в емкость с картинками. Достав картинку, дети называют ее и определяют, есть ли в названии картинки тот или иной звук (если необходимый звук присутствует в названии, то ребенок определяет, где он находится — в начале, в середине или в конце слова).
10. “Роза — ромашка”
Упражнение направлено на узнавание детьми звуков, которые должны ими определяться на слух. Для каждого ребенка рисуется карточка с изображением: роза — на одной, ромашка — на другой (карточки можно использовать с любыми изображениями). Взрослый просит ребенка соблюдать тишину и быть внимательным. Затем взрослый называет слово. Если заданный звук присутствует в этом слове, то ребенок поднимают картинку с изображением розы, если нет, то картинку с ромашкой.
11.“Переверни слово”
Упражнение рассчитано на обучение ребенка слоговому анализу, а также оно способствует увеличению словаря. Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Тем временем дети загадывают слово в перевернутом виде, например: ров — вор, сом — нос, кот — ток и т. п. Затем приглашают войти водящего и называют ему слово-перевертыш, а он должен отгадать заданное ему слово.
12.“Найди звук”
С помощью этого упражнения дети учатся находить место расположения звука в предлагаемом слове. Для проведения этого упражнения необходимо приготовить цветные широкие листы и звездочки по количеству детей. Взрослый, который проводит эту игру, заранее должен объяснить ход проведения этого упражнения. Далее всем детям или одному ребенку, если это индивидуальное занятие, раздают по полоске бумаги (предварительно разделенной на три части) и звездочке. Затем взрослый произносит слово и просит детей поставить звездочку на ту часть бумаги, где стоит заданный звук ( например: ра-ма, звездочка ставится на первый слог, так как заданный звук “р” стоит в первом слоге). Далее слова задаются с разным местом нахождения звука.
13. “Будь внимательным”
С помощью этого упражнения дети учатся различать разные звуки, пополняют свой словарный запас. Для этого нужно приготовить рисунки-картинки на какой-то один определенный звук Взрослый показывает разные картинки, например: если картинки на звук “ш”, то шапку, шубу, шифер и т. п. Ребенок произносит название предмета на картинке. После взрослый спрашивает ребенка: “Какой звук у нас повторяется в этих картинках?” Ребенок говорит: “ш”. “Правильно. А теперь повтори мне эти слова и придумай новые слова с этим звуком”. Ребенок повторяет уже услышанные слова и придумывает новые.
14.“Телеграф”
Упражнение направлено на помощь детям в определении слогов в словах. Взрослый предлагает слова вначале не сложные, например: ма-ма, ра-ма, ла-па и т. п. Каждый слог сопровождается хлопками, затем ребенок сам придумывает двухслоговые слова. Далее слова усложняются.