ольга куропаткина
Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия. Хорошо развитый фонематический слух - необходимое условие для своевременного и правильного овладения звуками. Дети, хорошо слышащие, правильно воспринимающие
Публикация «Программа дополнительного образования детей по развитию фонематического восприятия в устной речи „В мире звуков и слов“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
речевые звуки (фонемы) и имеющие при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, как правило, не испытывают трудностей в усвоении звуков. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.
Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Правильно спланированная работа с детьми поможет развитию фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза слов, формированию устной речи и поможет в профилактике дисграфии и дислексии.
В связи с этим разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию фонематического восприятия в устной речи «В мире звуков и слов».
На занятиях по данной программе дети развивают фонематический слух, речевое внимание, представление о звуках, слогах, словах, предложениях. Работают над дикцией.
Программа строится по схеме от простого к сложному. Используются различные формы и методы обучения, развиваются творческие способности и интерес к общению. Занятия проводятся в игровой форме и интегрируются с курсом окружающего мира, литературного чтения и музыки.
Дети занимаются различными видами деятельности: играют, разучивают чистоговорки и стихи, драматизируют диалоги.
Цели и задачи
Цели:
-развитие фонематического восприятия
- формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
-улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз
- умение правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения
- воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности
Задачи:
1. Развивать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
4. Воспитать умения регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
Адресат программы : дети 5-7 лет.
Программа может использоваться:
- в группах ДОУ общеразвивающего вида,
- в группах ДОУ для детей с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).
Форма проводимой работы: групповая.
Программа рассчитана на 1 год
Занятия продолжительностью по 20 минут, один раз в неделю. Всего 36 занятий.
Содержание программы
Занятия включают в себя:
Артикуляционную и дыхательную гимнастику
Развитие фонематического восприятия :
1) Различение неречевых звуков :
– развитие слухового восприятия, внимания, памяти
– различение высоты, силы и тембра голоса
– восприятие темпа и ритма речи.
2) Различение речевых звуков :
– формирование фонематического восприятия
– различение слов, близких по звучанию
– различение слогов
– различение звуков
– формирование фонематического анализа и синтеза
– формирование фонематических представлений.
Ведётся работа над звуко-слоговой структурой слова, звуко-буквенным анализом и синтезом слов
Формирование представления о слоге, слове, предложении.
Уточнение и обогащение словарного запаса
Повторение чистоговорок и скороговорок, стихотворений.
Упражнения и дидактические игры на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания, памяти.
Ожидаемые результаты
К концу курса у детей улучшается фонематический слух. Они дифференцируют звуки в слогах и в словах. Речь более чёткая. Развивается навык звуко-слогового анализа и синтеза слов. Увеличивается словарный запас. Детям будет проще понимать и воспринимать устную речь. Это поможет лучше подготовить ребёнка к школе и предупредить нарушения письменной речи (дисграфию и дислексию).
Тематический план занятий
1. Узнавание неречевых звуков.
2. Развитие речевого дыхания.
3. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
4. Работа над ритмом. Постановка ударения в словах.
5. Работа над темпом.
6. Работа над чёткостью дикции и над интонацией.
7. Различение слов, близких по своему звуковому составу.
8. Дифференциация фонем. Гласные звуки.
9. Дифференциация фонем. Твёрдые – мягкие согласные звуки.
10. Дифференциация фонем. Звонкие –глухие согласные звуки.
11. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. («с-ш», «з-ж»)
12. Дифференциация сонорных звуков. («л-р», «л`-р`»)
13. Дифференциация слогов.
14. Слоговая структура слова.
15. Деление слов на слоги.
16. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.
17. Слова сложной звуко-слоговой структуры.
18. Развитие интонационной выразительности. Чтение стихов.
19. Развитие интонационной выразительности. Чтение по ролям.
Список литературы
Горчакова А. М. «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи» // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с. 70-83.
Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи.» М., 1985.
Казанская В. Л., Шматко Н. Д. «Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия» // Дефектология, 2002, №6- с. 67.
Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» – в 3 ч. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Курицына А. М. «Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» // Дефектология, 1998, №6-с. 42.
Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научи меня слышать.»- СПб. : «Паритет», 2003.
Оскольская Н. А. «Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи» // Дефектология, 2001, №2-с. 49.
«Основы теории и практики логопедии» / Под ред. Левиной Р. Е. – М. ; 1968 – с. 7-30.
Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов.» – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999-224 с.
Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми.»- М. : ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. «Нарушения речи у детей» // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М. : ГИЦ ВЛАДОС, 1997г. - с. 96-102.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада).»- М. : МГОПИ, 1993 –72 с.