Светлана Глущенко
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство из вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает ребенок из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы. Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т. е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того, чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух. Занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шелест листьев. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам. Но слова - речевые звуки - с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно. Со 2-4 недели от момента рождения малыш начинает реагировать на любые звуки. Мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос) – плач. В 7-11 месяцев ребенок уже откликается на слово. Только к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая произносительные возможности ребенка. Уже на третьем году жизни малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их. А к 5 годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто проявляется в отказе от общения, от совместной деятельности. Кроме того, это обязательно сказывается на овладении навыками чтения и письма. Исправление недостатков произношения у детей заключается в постановке звуков и введении их в речь и одновременном развитии фонематического слуха. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи. Но даже, если ребенок все звуки произносит верно, он часто не различает на слух некоторые из них, а это в свою очередь сильно затрудняет, а порой и искажает понимание речи, а также проявляется в ошибках на письме. Гораздо легче предупредить нарушение, нежели его исправлять. Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок. Прежде всего, выясните, как малыш воспринимает и различает звуки.
Помогут в этом следующие несложные упражнения:
1. Предложите малышу повторить за Вами слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа. - Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. - Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - лук; усы - уши; мишка - миска; коза - коса; уточка - удочка. - Рассказать о значении слов: "Что такое усы и что такое уши?" 3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку: - повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па– ба – ба,ма–на–на; - повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень – день – пень; дом-том-ком; жук - лук - сук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение
фонематического слуха. Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов: 1. узнавание неречевых звуков;
2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3. различение слов, близких по звуковому составу;
4. различение слогов; 5. различение звуков;
6. анализ звукового состава слова.
1 этап. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что лежит в сундучке?»
Цель: развивать навыки слухового восприятия неречевых звуков.
Ход игры: педагог предлагает послушать, определить по звучанию и назвать предметы, находящихся в сундучке: колокольчик, ножницы, орехи, камешки, фантик от конфет и пр.
Игра «Угадай, на каком музыкальном инструменте я играю?»
Цель: учить узнавать музыкальные инструменты по звучанию, называть их. Развивать слуховое восприятие.
Ход игры: педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети угадывают их и называют.
Усложнение: использовать одновременно два музыкальных инструмента.
Игра «Чей голос?»
Цель: формировать умение узнавать голоса животных по звукоподражанию, называть их; развивать фонематическое восприятие, анализ звуков.
Ход игры: педагог бросает кубик с изображением животных, воспроизводит звук голоса выпавшей картинки, ребенок называет это животное.
Усложнение: слушать голоса животных в аудиозаписи
Игра – упражнение «Повтори музыкальный узор»
Цель: учить воспроизводить ритмический рисунок по образцу при разнообразной подаче звуков (хлопки в ладоши, по плечам, по коленям и пр.). Развивать фонематическое восприятие, внимание, быстроту реакций, чувство ритма.
Ход игры: взрослый медленно показывает короткую цепочку различных хлопков (два коротких, или два длинных, или один в ладоши, второй ко коленям и пр, а ребенок должен повторить.
2 этап. Различение высоты, силы и тембра голоса.
Игра- упражнение «Эхо»
Цель: упражнять в точности звукового восприятия; развивать умение чётко повторить услышанный звук или сочетание гласных звуков, изменив его акустические свойства.
Ход игры: педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок – «эхо», тихо его повторяет
Игра «Кто позвал «Ау»?»
Цель: учить узнавать детей друг друга по голосу, совершенствовать звуковое восприятие, четко артикулировать изолированный звук У
Ход игры: дети стоят спиной в круг, внутри круга ходит педагог и затрагивает за плечо кого-нибудь из ребят. Кого задели, нужно громко сказать «Ау». Остальные должны угадать, чей это голос.
Игра «Громко – тихо»
Цель: учить распознавать звучание музыкальных инструментов по акустическим свойствам: громко – тихо. Продолжать развивать слуховое восприятие.
Ход игры: педагог играет на музыкальных инструментах (колокольчик, трещётки, ложки, металлофон, ксилофон, губная гармошка) с разной громкостью. Ребёнок говорит громко или тихо звучит инструмент.
Усложнение: предложить детям поиграть в парах
Игра упражнение «Посчитай»
Цель: учить воспринимать и анализировать неречевые звуки по количеству звучаний, закрепить количественный счёт.
Ход игры: педагог отстукивает карандашом или молоточком по столу несколько ударов и просит ребёнка сосчитать их.
Усложнение: убрать зрительный анализатор и выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Игра «Договорилки»
Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение выделять из нескольких слов одно, сходное по звучанию с заданным.
Ход игры: педагог читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
Игра «Рифмы»
Цель: развивать фонематическое восприятие; учить подбирать созвучное слово, чтобы получилась рифма; развивать дикцию, чёткость речи, память, сообразительность.
Ход игры: педагог читает двустишия и просит ребенка подобрать слово в рифму:
- Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).
- Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде (толк).
- На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила -(чайка).
- Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).
Игра «Слово - шпион»
Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление; учить выделять из нескольких слов то, которое не похоже на остальные по звучанию
Ход игры: педагог произносит по 4 слова, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Канава – канава – какао – канава
Ком – ком – кот – ком
Утёнок – котёнок – котёнок – котёнок
Игра "Потеряшка"
Цель: развивать фонематический слух; учить слышать и выделять тот звук, который изменяет слово; активизировать внимание.
Ход игры: педагог произносит пару слов, ребёнок определяет, чем отличаются слова и «находит» тот звук, который изменился.
Кит – кот, жук – сук, мак – бак, бок – бык, ком – дом, дом – дым, дом – сом, бак – так, лак – мак, утка – дудка, ватка – ветка, плётка – плёнка.
Игра «Я скажу, ты повтори»
Цель: развивать слуховое восприятие, память; формировать умение запоминать и воспроизводить цепочку из 2-3 слов, схожих по звучанию.
Ход игры: педагог произносит цепочку слов, ребенок должен её повторить
Мак – бак – так Моток – каток - поток
Ток – тук – так Батон – бутон - бетон
Бык – бак – бок Будка – дудка - утка
этап. Различение слогов
Игра - упражнение «Повтори и назови лишний слог»
Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение дифференцировать слоги, различающиеся одним звуком.
Ход игры: Педагог произносит ряд повторяющихся слогов и спрашивает ребёнка, какой слог «лишний».
Та – та – да Ба – па - ба
Да – да – та Фи – фи - ви
Ну – ну – но Го – ко - ко
Усложнение: использовать слог из трёх звуков
Ква – ква- два Мди – мди- пди
Кхе – мхе – кхе Вси – фси - вси
Игра- упражнение «Закончи слово нужным слогом»
Цель: развивать фонематическое восприятие, мышление, словарный запас; формировать умение договаривать заданный последний слог в словах; развивать ловкость и координацию движений.
Ход игры: дети встают в круг, в середине педагог с мячом. Педагог задаёт определённый слог, например РА, затем произносит начало слова и бросает мяч ребёнку. Ребёнок договаривает последний слог, слово целиком и возвращает мяч.
«РЫ» Мото (ры, забо (ры, набо (ры, узо (ры, помидо (ры, самова (ры, мунди (ры, ша (ры);
«РА» Но (ра, го (ра, па (ра, иг (ра, детво (ра, жа (ра, Ю (ра, И (ра, кону (ра, панте (ра);
«КА» Зай (ка, май (ка, шаш (ка, лошад (ка, лопат (ка, юб (ка, конфет (ка, книж (ка).
Игра «Испорченный телефон»
Цель: формировать фонематическое восприятие, умение дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звуками; учить играть по правилам, проявлять терпение и выдержку.
Ход игры: дети сидят в ряд, педагог называет слог или серию слогов на ушко первому ребёнку. Он шепотом передаёт следующему и т. д. Последний игрок вслух произносит то, что услышал. Если допущена ошибка, все участники игры повторяют свои варианты и определяют где «сломался телефон».
Игра «Живые слоги»
Цель: Формировать фонематическое восприятие, память, правильное звукопроизношение; учить составлять слово из слогов, определять их порядок.
Ход игры: педагог называет 2 детям слоги одного слова, например, КА – ША. Дети должны встать рядом в нужном порядке.
Усложнение: увеличивать количество слогов в словах до 3-4.
Игра «Слоговое лото»
Цель: Формировать умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове, подбирать схему слова к предметной картинке; развивать фонематическое восприятие.
Ход игры: Педагог раздаёт детям игровые поля с картинками и схемы слов с 1,2,3,4 слогами. Дети подбирают нужные схемы к своим картинкам.
Усложнение: педагог достаёт из коробки схемы слов по одной, называет количество слогов на ней, дети должны на своём игровом поле найти соответствующую картинку с таким же количеством слогов. Победит тот, кто первым закроет всё своё игровое поле.
Игра «Делим слова на слоги»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение делить слова на слоги; формировать произвольное внимание и мышление.
Ход игры: Педагог раздаёт детям игровые поля, на которых расположен паровозик и 8 чистых ячеек. Затем педагог достаёт предметные картинки, четко произносит то, что там нарисовано и дети берут себе подходящие. У кого на игровом поле паровозик с 1 вагончиком, берёт картинки с предметом, состоящего из 1 слога, у кого паровозик с 2 вагончиками – с 2-мя слогами и т. д. побеждает тот, кто первым закроет свое игровое поле.
Усложнение: дети подбирают схемы к своим картинкам.
этап. Различение звуков
Игра «Звуковой цветочек»
Цель: развивать фонематический слух, внимание, мышление; учить выделять и находить звук в словах, видеть и исправлять ошибку.
Ход игры: педагог заранее вырезает яркий цветок из плотной бумаги, готовит символы звуков и предметные картинки.
Вариант 1. Педагог в серединку цветка кладёт любой символ и просит ребёнка на лепестках разложить картинки, где есть такой звук.
Вариант 2. Педагог сам раскладывает картинки и просит ребёнка найти и исправить ошибку.
Игра - упражнение «Кто внимательнее?»
Цель: развивать фонематический слух, внимание; учить выделять звук из ряда других звуков.
Ход игры: Два ребёнка встают спиной друг к другу. Педагог каждому из них называет звук, на который они должны отреагировать (хлопнуть в ладоши или поднять руку). Затем он произносит ряд звуков и дети выделяют только свой звук.
Игра упражнение «Поймай звук»
Цель: развивать внимание, слуховое восприятие, быстроту реакции; закреплять умение выделять звук из звукового ряда.
Ход игры: педагог показывает детям определённый символ звука. Затем он произносит ряд звуков с многократным повторением заданного звука, а дети, услышав нужный, «ловят» его хлопком в ладоши.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать умение определять наличие одинакового звука в словах, находить слово, в котором нет этого звука; развивать фонематический слух, мышление, внимание.
Ход игры: Педагог кладёт перед ребёнком карточку с 4-мя картинками. Четко проговаривает названия картинок и предлагает ребёнку определить, какой звук встречается во всех словах и найти «лишнее слово», в котором нет этого звука.
Усложнение: ребёнок самостоятельно проговаривает слова и ищет лишнюю картинку; придумывает слово на указанный звук; придумывает предложение с лишним словом.
Игра «Звукоежка»
Цель: развивать фонематическое восприятие, уметь находить картинки, в которых есть заданный звук;
Ход игры: педагог знакомит ребёнка со Звукоежкой, он большой обжора и очень любит покушать. Но кушает он только те предметы, в названии которых есть звук.
этап. Анализ звукового состава слова
Игра «Дрессированный лев»
Цель: учить определять место звука в слове, развивать фонематическое восприятие
Ход игры: В комплекте 4 варианта фона - на определение места в слове для твердых звуков, для мягких звуков, для гласных звуков и нейтральный, также 78 качественно нарисованных предметных картинок - по 6 на каждый звук - Л,Ль,Р, Рь,С Сь,Ш,Ж,Ц,Ч,Щ,З,Зь (искомый звук в начале, в конце и середине слова и накладная фигурка льва для перемещения по тумбам.)
Педагог предлагает посадить льва на ту тумбу, в зависимости от того, где находится звук.
Игра «Цепочка слов» (словесная)
Цель: способствовать развитию фонематического восприятия; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; активизировать память и мышление.
Ход игры: педагог называет любое слово, например АРБУЗ. Следующий игрок произносит своё слово, которое должно начинаться на последний звук предыдущего игрока: АРБУЗ – ЗОНТ. Следующий игрок продолжает цепочку: АРБУЗ – ЗОНТ – ТОРТ…
Если игрок не может придумать слово, то он выбывает из игры. Игра продолжается, пока не останется самый внимательный и эрудированный.
Игра «Одень куколку»
Цель: развивать фонематическое восприятие; навыки звукового анализа и синтеза; учить находить слова с заданным звуком.
Ход игры: педагог показывает куколку и разные платья с картинками - принтами на них. Сообщает: это кукла Маша, она собирается в гости. У неё так много платьев, что она не знает какое ей надеть. Давай мы поможем ей, и найдём платье с принтом, в котором есть звук. Ребёнок ищет нужный наряд.
Игра «Прочитай по первым звукам»
Цель: закрепить навыки звукобуквенного анализа; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход игры: перед ребёнком кладутся карточки с несколькими картинками. Он должен по первым звукам каждой картинки составить слово.
Например: Кактус, Облако, Шар, Клевер, Астра – КОШКА.
Игра – упражнение «Кто больше»
Цель: развивать фонематическое восприятие; расширять словарный запас; активизировать речь; учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры: педагог называет звук или показывает символ звука, а дети называют слова, в которых есть этот звук.
Усложнение: заранее обозначить место звука в слове.
Игра - упражнение «Собери слово»
Цель: развивать фонематическое восприятие и мышление; учить составлять слово из отдельных звуков.
Ход игры: педагог произносит слово по звукам, например К, О, Т. Ребёнок должен догадаться какой это слово и произнести его вслух.
Игра «Имена»
Цель: развивать фонематическое восприятие и мышление; учить составлять слово (имя) по первым звукам картинок.
Ход игры: педагог показывает детям разных плоскостных кукол и карточки с цепочкой картинок.
Сообщает: чтобы узнать как зовут каждую куколку, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя. Например, Машина, Автобус, Шапка, Арбуз – МАША.
Игра «Домики»
Цель: развивать фонематический слух; автоматизировать и дифференцировать звуки; определять на слух место звука в слове.
Ход игры: перед ребёнком раскладываются домик с крышей и тремя окошками (это начало, середина и конец слова, предметные картинки и символы звуков.
Педагог кладёт на крышу домика символ звука, выбирает картинку, а ребёнок должен найти место звука в этом слове и в нужное окошко положить картинку. Или наоборот – на крышу домика положить картинку, а в окошко заданный символ звука.
Игра «Укрась маечку»
Цель: развивать фонематический слух; формировать умение определять звуки и составлять схему слова; проводить элементарный звукобуквенный анализ
Ход игры: педагог кладёт перед ребёнком плоскостной домик, карточки с картинками, символы звуков и камешки марблс синего, красного и зелёного цветов.
1 вариант: С пустую рамку на майке кладётся картинка. Ребёнок ниже выкладывает схему этого слова камешками.
2 вариант: В рамку на майке кладётся символ звука, раскладываются картинки. Ребёнок должен найти картинки с этим звуком и выложить схемы из камешков.
3 вариант: В рамку на майке кладётся символ звука. Рёбенок должен придумать слово на этот звук и выложить схему из камешков.
4 вариант: В рамку на майке кладётся картинка. Ребёнок должен соответствующими камешками определить место только гласных (согласных) звуков.
Игра «Заколдованное слово»
Цель: развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа и синтеза; определять последовательность и количество звуков в слове; активизировать мышление, речь, память, внимание.
Ход игры: педагог сообщает, что один Рассеянный Волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние звуки. Слова нужно расколдовать, используя картинки и символы звуков.
Усложнение: играть в эту игру без зрительной опоры.
Игра «Шифровальщик»
Цель: развивать фонематическое восприятие; формировать умение проводить фонематический анализ слова; развивать гибкость ума, мышление, сообразительность.
Ход игры: педагог сообщает ребёнку, что он теперь «шифровальщик» и будет «кодировать» слова. Это значит – поменять все звуки в слове на символы.
Игра «Одуванчики»
Цель: развивать фонематическое восприятие; закрепить умение находить место звука в слове; развивать мышление и произвольное внимание.
Ход игры: педагог кладёт перед ребёнком 3 одуванчика и бабочку на палочке. Называет звук и слово. Ребёнок «садит» бабочку на тот по счету цветок, где находится нужный звук (начало, середина или конец слова).