Бабкова Ольга Сергеевна
Развитие фонематических навыков у дошкольников на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез.
Публикация «Развитие фонематических навыков у дошкольников на логопедических занятиях» размещена в разделах
Анализ звукового состава слова, по определению Д. Б. Эльконина, это овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от дошкольника активности и сознательности.
Как же помочь малышу? В своей логопедической практике я широко применяются игровые технологии. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Начинаю работу с подготовительного этапа. На нем, одновременно с развитием слухового восприятия я использую игры и упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.
- Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
- Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?
- Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?
- Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?
- Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
- Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.
Работа на основном этапе направлена на формирование фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. Здесь я применяю разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.
Знакомство с графическим образом звука я провожу параллельно с закреплением звуко - буквенного анализа.
Свою работу начинаю с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом предлагаю ребенку и графическое изображение звука – букву. Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака.
В коррекционной работе мне помогают следующие игры и упражнения:
Определение наличия звука в слове
-Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
- Магазин. Покупаем слова со звуком «С»
(сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
Вычленение звука в начале слова
- Я знаю 5 слов на звук «С» :
слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.
- Буква потерялась.
.ыба (рыба, .от (кот, .кно (окно)
-Подарки на день рождения.
Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «М»
Вычленение звука в конце слова
-Поймай последний звук в ладошку.
Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
- Звуковая цепочка.
Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
-Подарки Маше и Мише.
Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло, а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
Назови мягкую пару.
Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам
-Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
- Определение количества слогов в слове
Встречу слово по дороге – разобью его на слоги.
Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.
Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
-Полный звуковой анализ и синтез слов
Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох – ГНОМ
Таким образом, предложенные приемы работы помогут научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.
Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, формирует звуко – буквенный анализ и синтез, совершенствует речевые возможности дошкольников.
Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
Список использованной литературы:
1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика - Синтез, 2003.-112с.
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 1999. 216с.
3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М: Просвещение, 1979. - 192с.
4. Ткаченко Т. А. В первый класс без - дефектов речи: Методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 1999.-112с.
5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - М. : Центрполиграф, 2004.-63с.
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : Книга для воспитателя детского сада. / М. : Просвещение, 1988.-64 с.
7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. - 2007. - №5, С. 71-78.
8. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении детей письму. – Москва «Просвещение» – М., Просвещение, 2008.-184с.