Мадина Черчесова
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7» (Детский сад №10 «Сказка»)
г. Алагир РСО-Алания
Подготовила руководитель физического воспитания : Черчесова Мадина Асланбековна
2022г
«В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия полнее должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
П. Ф. Лесгафт
Публикация «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр с элементами спорта» размещена в разделах
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство : крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей» : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств…» приказ Министерства образования РФ от 17.10.2013г №1155.
Ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.
«Детская игра – это не забава… Это не бесполезная препровождение времени, а умный педагогический прием воспитания юной личности».
Лесгафт Петр Францевич (ученый, анатом, биолог, врач и педагог, основатель научной системы физического воспитания, разработавший теорию и методику подвижных игр и рассматривавший игру как ценнейшее средство воспитания личности) любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки, формируют в себе черты будущего характера.
Игра развивает у детей такие качества как : честность, выдержка, чуткость, дисциплина, чувство товарищества. То есть является очень сильным средством изменения в лучшую сторону поведения детей. Подтверждением чего являются его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить детей владеть собой»- т. е. преодолевать отрицательные чувства. Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр.
Эти идеи впоследствии претворялись в жизнь его последователями педагогами
(В. В. Гориневским, Е. А. Аркиным).
Валентин Владиславович Гориневский (— советский гигиенист и педиатр.
Был последователем П. Ф. Лесгафта. Занимался исследованиями в области закаливания организма, вопросами теории и методики физического воспитания. Автор многих научных трудов по теории и практике физической культуры.
В. В. Гориневский считал обязательным условием игровой деятельности – радость и веселье. «Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка» отмечал он. В. В. Гориневский требовал от воспитателя эмоциональности, индивидуального подхода к ребенку, соблюдения правил игры и придавал важное значение воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Так же считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. Но при этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. Соревнование, по его мнению, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.
Ефим Аронович Аркин — советский врач-психолог, доктор педагогических наук, профессор
Внёс значительный вклад в обучение работников ДОУ и просвещение их по вопросам высшей нервной деятельности дошкольников. Ефим Аронович Аркин впервые задался вопросом об оздоровительной роли физкультуры для детей. Он находил в ней не только основу здоровья детского организма, но и своего рода психологический тренинг, способствующий развитию органов чувств и даже положительных свойств детской личности.
Е. А. Аркин считал подвижную игру необходимым средством развития ребенка. Видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Изучая литературу о физических качествах детей я выбрала путь, который показался мне самым верным – развивать физические, нравственные качества ребенка с помощью игры. Ведь игра- первая деятельность, которая формирует личность и характер ребенка. Моя работа по самообразованию так же ведется на организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством спортивных мероприятий, сдачи контрольных нормативов ГТО в старших группах доу, разработанных на основе учебной пособии для педагогов дошкольных учреждений Эммы Яковлевны Степаненковой, проведения спортивных развлечений и мероприятий, эстафет.
Игры, как вид физических упражнений, делятся на подвижные и спортивные. Характерными чертами подвижных игр являются разнообразие и свобода применения игровых действий. Правила в подвижных играх определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях.
В подвижных играх правила изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного усложнения игровой обстановки. Состав играющих в подвижных играх динамичен : в любой момент игрок может выйти или, наоборот, включится в игру.
Для игр же с элементами спорта характерна ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Состав команд, обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь. По сравнению с подвижными играми игры с элементами спорта - более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм шире и глубже.
Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются : общее развитие ребенка; оздоровление его организма; развитие двигательных способностей и психофизических качеств;
создание эмоциональной обстановки; воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.
Подвижные игры с элементами спорта
Необходимость использования спортивных игр и упражнений в физическом воспитании дошкольников отмечают многие специалисты. Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно – силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребёнку овладеть разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Дети преодолевают вес, сопротивление противника, проявляют максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.
Для игр с элементами спорта характерно сочетание таких показателей быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Предпосылками для развития ловкости в игре с элементами спорта являются координационные сочетания разнообразных движений. От детей требуются быстрота и точность выполнения действий, равновесие, координация во время изменяющихся условий тех или иных действий.
Элементы спортивных игр :
Использование игровых заданий типа провести мяч правой и левой ногой между кеглями в заданном направлении, выполнить броски или удары по воротам с разного расстояния(2-3м, прокатывать шайбу клюшкой друг другу в парах, задерживать шайбу клюшкой, забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками, действия с мячом в парах, отбивание мяча с закрытыми глазами, бросать мяч в корзину двумя руками от груди – развивает восприятие, анализ пространственных условий действия и одновременно с этим – «чувство пространства в двигательной деятельности.
В период дошкольного детства главная задача в развитии скоростно- силовых способностей – обеспечение гармоничного формирования мышечной системы. В состав скоростно – силовых упражнений, включены игры с различного рода прыжками, метаниями, толканиями, бросаниями мячей, построенные на скоростных перемещениях циклического характера («гусиным шагом», «черепашки»- положение лицом вверх, опора на кисти и стопы, «раки», «слоники» и др., быстрой передаче мячей, ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, с боку, снизу и т. п., перебрасывать мяч через шнур, вдаль из-за головы. Таким образом, средствами воспитания скоростно-силовых способностей, служат преимущественно естественные формы упражнений.
Эти все упражнения выполняются на занятиях по физической культуре.
Упрощенные игры с элементами спорта, построенные на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по активности, способствуют развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Большинство спортивных игр носят соревновательный и командный характер.
В нашем детском саду обучение детей элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале и на воздухе. Основной целью проведения упражнений и игр с элементами спорта является игровая форма, и они ни в коем случае не должны стать узкоспециализированными тренировками. Занятия должны проходить как занимательная игра.
Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Немаловажным в обучении детей играм с элементами спорта является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, клюшкой и т. д.
Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений зависит от педагогических знаний и умения общаться с детьми. Доброжелательность, сопереживание и готовность помочь, заметить успехи и похвалить – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию к взрослому и являются главным мотивом участия в игре.
Работу по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта ведем совместно с воспитателями.
Игровые упражнения многократно повторяются и закрепляются ежедневно воспитателями на прогулке, создаются условия, побуждающие детей использовать игры с элементами спорта в самостоятельной двигательной деятельности.
Игры с элементами спорта :
В нашем детском саду предпочтение отдается таким играм с элементами спорта как баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей.
Средняя группа:
«День и ночь» У каждого участника в руках мяч, по команде: «День» дети подбрасывают мяч вверх и ловят, по команде: «Ночь» замирают в той позе, в которой их застал сигнал.
«Пингвины» По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед, зажав между ногами выше коленей мяч и, достигнув противоположной линии старта возвращаются бегом, держа мяч в руках. Если мяч упал, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжать эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
«Прокати мяч» Прокатить мяч между кубиками «змейкой», достигнув противоположной линии старта, вернуться бегом, держа мяч в руках. Передать эстафету следующему игроку.
Старшая группа:
«Поймай мяч» Дети становятся в круг. В середину круга становится один из игроков. Остальные дети по команде посылают мяч друг другу через стоящего по середине, который пытается поймать мяч или хотя бы коснуться его. Поймавший мяч игрок в середину круга вызывает игрока, который бросал мяч.
«Теннис». Пронеси - не урони» По сигналу первый ребенок начинает двигаться с вытянутой ракеткой в руке, на ракетке лежит мяч. Ребенок доходит до ориентира, обходит его и возвращается обратно бегом. Передает ракетку с мячом следующему игроку и встает в конец колонны. Эстафета выполнена когда, последний ребенок выполнит задание.
«Меткие стрелки» На площадке кладется два обруча (или «лягушки»). С расстояния 1 метра участники игры должны попасть теннисными мячами в обруч, («лягушку»). У кого будет больше попаданий в цель, тот и победил.
Подготовительная группа:
Игра- эстафета «Баскетбол» Отбивая мяч от пола, добежать до баскетбольной корзины, бросить мяч в сторону корзины, вернуться в свою команду, отбивая мяч.
Игра- эстафета «Хоккей» Вести кубик или шайбу между кеглями и забить в ворота.
Игра- эстафета «Футболисты» По команде дети начинают ведение мяча ногой до ориентира, выполняют удар ногой по воротам, подбирают мяч и бегом возвращаются обратно. Передают мяч следующему игроку и встают в конец колонны. Задание считается выполненным когда последний игрок пересечет линию старт-финиш.
Важно отметить, что большую роль в становлении личности играют физическая культура и спорт. В результате работы с детьми в этом направлении мы наблюдаем,что у детей возрос интерес к спортивным играм и упражнениям. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует нравственные, эстетические качества.
Может наши воспитанники и не станут выдающимися спортсменами, но мы надеемся, что занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться, поможет стать ответственными, смелыми и добрыми, научит уважать своих товарищей, добиваться успехов в любом деле.
Источники информации:
1. Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Теория и методика физического воспитания ребенка. Е. Н Вавилова, В. Г. Гришин, Т. И. Дмитренко, Л. В. Карманова.
3. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Э. Я. Степаненкова.
4. Формирование самоорганизации у дошкольников в подвижной игре. Н. В. Полтавцева, Е. А. Тимофеева.