Леонид Гусев
Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ
▼ Скачать
Леонид Евгеньевич ГУСЕВ
магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация
Тамара Валерьевна Инжеватова
учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация
В публикации предлагается опыт использования средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Публикация «Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Ориентировка в пространстве
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Постановка проблемы. Задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного в создании единой коррекционно-развивающей среды на базе интеграции различных видов деятельности способствует развитию у детей пространственных представлений и лексико-грамматических категорий.
Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи.
Изложение основного материала.
«Каждая осознанная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыков чтения и письма» [1]. Формирование пространственных представлений включает в себя определение формы, величины местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму:
- фронтальные
- подгрупповые
- индивидуальные
- работа с семьёй.
В качестве основных методов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используются :
- гимнастические упражнения
- подвижные игры по словесной инструкции
- наглядные пособия
- подвижные игры с правилами.
Основными приёмами работы являются объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог привлекает детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.
При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:
- обучение ориентировке в схеме собственного тела
- обучение ориентировке в окружающем пространстве
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами
- обучение ориентировке на плоскости.
Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела. В коррекционной работе учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Начинается работа по формированию пространственных представлений с дифференциации понятий вверх – вниз, спереди – сзади, одновременно даются задания по дифференциации правых и левых частей тела.
После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве. Для этого используются строевые приёмы и упражнения с предметами во вводной части занятия и общеразвивающие упражнения с мячом (приложение № 1, подвижные игры и игры малой подвижности (приложение № 2). Их цель – учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. В играх используются спортивный инвентарь и детские игрушки.
У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы.
Для исправления недостатков пространственной ориентировки на плоскости используются игры с разноцветными и разноразмерными геометрическими фигурами, которые раскладываются на специальные коврики с таблицей. Детям предлагается найти верхнюю и нижнюю части таблицы, разместить фигуру в клетку вверху слева или справа, внизу слева или справа, в центре, в центре справа или в центре слева. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур, воссоздавать их расположение.
Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей.
Более сложным вариантом является включение в задание размеров геометрических фигур и цвета (Приложение № 3). Задание выполняется в определённой последовательности по речевой инструкции.
При кажущейся простоте используемые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно-ориентировочным действиям.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
2. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М. : МГППУ, 2006. – 320с.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
4. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет. – СПб: «Детство-пресс», 2005.
5. Моргачева И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб, 2009.