Папки-передвижки

Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ (3 фото)

Леонид Гусев
Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Леонид Евгеньевич ГУСЕВ

магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация

Тамара Валерьевна Инжеватова

учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация

В публикации предлагается опыт использования средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Публикация «Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ» размещена в разделах

Постановка проблемы. Задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного в создании единой коррекционно-развивающей среды на базе интеграции различных видов деятельности способствует развитию у детей пространственных представлений и лексико-грамматических категорий.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи.

Изложение основного материала.

«Каждая осознанная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыков чтения и письма» [1]. Формирование пространственных представлений включает в себя определение формы, величины местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму:

- фронтальные

- подгрупповые

- индивидуальные

- работа с семьёй.

В качестве основных методов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используются :

- гимнастические упражнения

- подвижные игры по словесной инструкции

- наглядные пособия

- подвижные игры с правилами.

Основными приёмами работы являются объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог привлекает детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.

При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

- обучение ориентировке в схеме собственного тела

- обучение ориентировке в окружающем пространстве

- обучение восприятию пространственных отношений между предметами

- обучение ориентировке на плоскости.

Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела. В коррекционной работе учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Начинается работа по формированию пространственных представлений с дифференциации понятий вверх – вниз, спереди – сзади, одновременно даются задания по дифференциации правых и левых частей тела.

После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве. Для этого используются строевые приёмы и упражнения с предметами во вводной части занятия и общеразвивающие упражнения с мячом (приложение № 1, подвижные игры и игры малой подвижности (приложение № 2). Их цель – учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. В играх используются спортивный инвентарь и детские игрушки.

У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы.

Для исправления недостатков пространственной ориентировки на плоскости используются игры с разноцветными и разноразмерными геометрическими фигурами, которые раскладываются на специальные коврики с таблицей. Детям предлагается найти верхнюю и нижнюю части таблицы, разместить фигуру в клетку вверху слева или справа, внизу слева или справа, в центре, в центре справа или в центре слева. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур, воссоздавать их расположение.

Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей.

Более сложным вариантом является включение в задание размеров геометрических фигур и цвета (Приложение № 3). Задание выполняется в определённой последовательности по речевой инструкции.

При кажущейся простоте используемые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно-ориентировочным действиям.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

2. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М. : МГППУ, 2006. – 320с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

4. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет. – СПб: «Детство-пресс», 2005.

5. Моргачева И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб, 2009.

Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ
Фото №1 Леонид Евгеньевич ГУСЕВ магистр управления инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО Калейдоскоп МБОУ СОШ г Фото №2 Химки Московская область Российская Федерация Тамара Валерьевна Инжеватова учитель логопед высшей квалификационной категории ДО Калейдоскоп МБОУ СОШ г
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Фотоотчёт о физкультурном занятии в младшей группе, посвященном празднику 23 февраляФотоотчёт о физкультурном занятии в младшей группе, посвященном празднику 23 февраля Фотоотчёт физкультурного занятия в младшей группе, посвященного празднику 23 февраля. Цель: расширить представления о празднике – День.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки»Фотоотчет «Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки» Упражнения с использованием гимнастической скамейки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 08:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие физических качеств и ориентировки в пространстве на физкультурном занятии в логопедической группе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Леонид Гусев в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД