людмила лембикова
Развитие двигательных способностей и физических качеств у детей с помощью нестандартного физического оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ГРУППАХ ДОУ».
Актуальность.
Публикация «Развитие двигательных способностей и физических качеств у детей с помощью нестандартного физического оборудования» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Это связано с различными экологическими проблемами, различными отрицательными бытовыми факторами, (химические добавки в продуктах питания, некачественная вода). Всё это агрессивно воздействуют на здоровье дошкольников. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной активности : их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Полноценное развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности. Именно она оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача – позаботится об организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к содержанию двигательной активности.
На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках и развлечениях в своей группе, наряду с традиционным спортивным оборудованием, я использую нестандартное. Оно позволяет мне более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям. Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально, это дает возможность применять его в различных видах движений. Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции.
Предметно-пространственная среда группы должна быть разнообразной и динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Поэтому мы изготавливаем своими руками новое спортивное оборудование – а это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Важно и то, что всё физкультурное оборудование должно располагаться в свободном доступе в групповых комнатах.
Используя нестандартное оборудование, я ставлю перед собой цель:
Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей.
Задачи:
Чтобы достичь своей цели, перед мной стоят следующие задачи:
1. развитие физических качеств и обеспечение хорошего уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.
2. создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни.
3. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
4. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Использование нестандартного физкультурного оборудования, позволяет эффективно решать эти задачи, более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Основные принципы использования нестандартного оборудования.
Оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей, образовательной деятельности Начиная упражнения с оборудованием от самых простых, следует постепенно переходить к более сложным, разнообразить движения. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабление мышц. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.
Готовое нестандартное оборудование должно соответствовать следующим требованиям:
безопасность;
максимальная эффективность;
практичность в применении;
компактность;
универсальность;
технологичность и простота в изготовлении;
эстетичность.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество, упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами.
1. СОЛНЫШКО
МАТЕРИАЛ: ткань, поролон, лента.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Из ткани сшить форму солнца, набить ее поролоном. К нижнему краю пришить ленты или сделать лучики из ткани и поролона.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Перешагивание, перепрыгивание, скручивание лент, пролезание, для развлечений и забав.
ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции, развитие мышц ног и стоп, туловища, умение действовать по сигналу, дарит положительные эмоции.
2. ДЕРЕВЦЕ
МАТЕРИАЛ: Ткань, липкая лента, фетровые яблоки и груши.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Из ткани сшить сарафаны, пришить к ним липкую ленту.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Для развлечений и забав, для эстафет, формирование навыков счета.
ЗАДАЧИ: Развитие ловкости, быстроты реакции, счета.
3. КОЛПАК
МАТЕРИАЛ: Ткань, обруч.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Из ткани и обруча сшить колпак.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Для развлечений и забав, совместной и самостоятельной деятельности детей.
ЗАДАЧИ: Развивает внимание, мышление, глазомер, дарит положительные эмоции.
4. ВЕСЕЛЫЙ ПАУЧОК
МАТЕРИАЛ: Обруч, ленты, цветные карандаши.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: К обручу прикрепить ленты, к лентам закрепить цветные карандаши.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Наматывание, накручивание, ходьба по кругу, перешагивание, перепрыгивание через ленты, игры и забавы в группе.
ЗАДАЧИ: Развивает координацию, мелкую и крупную моторику, ловкость.
5. МАССАЖНЫЕ ПЕРЧАТКИ
МАТЕРИАЛ: Перчатки, пуговицы, бусины.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Перчатки расшить пуговицами и бусинами в необходимой последовательности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Для массажа всего тела и головы.
ЗАДАЧИ: Помогают оказывать позитивное воздействие на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета ребенка и улучшения его эмоционального состояния.
6. ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ
МАТЕРИАЛ: Ткань, поролон, бросовый материал.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Ткань взять за основу (можно использовать спортивные коврики, закрепить на основе необходимые предметы в определенном порядке.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Массаж ступней, упражнения на координацию, прыжки, ходьба по дорожке с разным положением рук.
ЗАДАЧИ: Развитие координации движений, ориентировка в пространстве, способствует лечению и профилактике плоскостопия, укрепляет своды стоп.
7. ЛИПКИЕ РУКАВИЧКИ
МАТЕРИАЛ: Ткань (или готовые варежки – прихватки, липучки.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: По выкройке сшить варежки. С внутренней стороны каждой варежки пришить несколько липучек. На мячике тоже приклеить липучку.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Для ловли мяча.
ЗАДАЧИ: Развитие координации движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции.
8. БИЛЬБОКЕ
МАТЕРИАЛ: Пластиковая бутылка, детали от киндер-сюрприза, картон.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Сделать стаканчик из обрезанной пластиковой бутылки, в отверстие крышки закрепить шнурок, на котором прикреплен небольшой мячик или игрушка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: При игре дети стараются поймать в чашу подброшенный мячик.
ЗАДАЧИ: Развивает ловкость, меткость, глазомер, быстроту реакции.
9. МЯГКИЕ МЯЧИКИ
МАТЕРИАЛ: Ткань, шерсть, поролон
ИЗГОТОВЛЕНИЕ: Из шерсти связать мячики и набить их поролоном
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Метание мячиков в цель, бросание друг другу, сбивание цели, прокатывание в ворота, подбрасывание вверх, игра «Ловишка с мячом».
ЗАДАЧИ: Развивает меткость, быстроту, глазомер.
Литература:
1. Воронцова О. Как сделать занятия физкультурой интереснее. // Здоровье дошкольника №2 – С. 14. – 2011 г.
2. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72 с.
3. Горелова С. Сюжетно – игровые физкультурные досуги. // Здоровье дошкольника №5 – С. 39. - 2011г
4. Мокина Е. Материалы и оборудование своими руками. // Здоровье дошкольника №5 – С. 21. – 2011г.
5. Научно – практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2 – С. 30. – 2008г.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
7. Подольская Е. Суставная гимнастика для дошкольников. // Здоровье дошкольника №3 – С. 16. – 2011г.
8. Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. Методические рекомендации для воспитателей и родителей. – М., Линка-Пресс, 2007. – 96 с.
9. Харченко Т. Е. Нестандартное оборудование для двигательной активности детей 2-7 лет