Папки-передвижки

Развитие двигательно-координационной активности детей с речевыми нарушениями

Алевтина Гуськова
Развитие двигательно-координационной активности детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема здоровьесбережения актуальна в условиях ДОУ для детей с особыми нуждами в развитии. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Дети с речевой патологией, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Следует отметить и когнетивные нарушение у таких детей : отсутствие навыков поведения в коллективе, затруднение усвоения учебного материала, двигательная расторможенность, и нарушения внимания, понимания и запоминания. Помимо отставаний в моторной, эмоционально-волевой сфер у таких детей присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно-мышечной систем организма.

Публикация «Развитие двигательно-координационной активности детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

У таких детей отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Это объясняется нарушением взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации – передачи импульсов от рабочих центров к нервным окончаниям.

Проблема – снижение показателей развития двигательно-координационной активности детей с ОНР и отсутствие готовых научно-методических разработок по решению данной проблемы.

Цель – развитие двигательно-координационной активности детей 6-7 года жизни с ОНР.

Задачи:

- учить соизмерять и регулировать динамические параметры движений артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- учить поддерживать статическое и динамическое равновесие общей моторики;

- учить выполнять двигательные действия артикуляционной, мелкой и общей моторики без излишней мышечной напряженности;

- учить изменению скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, последовательности элементов в артикуляционной, мелкой и общей моторике;

- учить смене способов выполнения упражнений артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- учить использованию более сложных сочетаний основных движений (ходьба, бег, прыжки) в общей моторики;

- учить понимать усложненные или упрощенные правила в подвижных играх. В основу реализации данных коррекционных задач лежат следующие принципы.

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически опробованными методиками.

2. Принцип комплектности и интегрированности – решение задач в системе коррекционно-речевой работы и всех видов деятельности.

3. Принцип адресности - учет разноуровнего двигательного и речевого развития детей.

4. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительной динамики развития детей.

5. Принцип системности – мероприятия проводятся ежемесячно, в соответствии с планом.

6. Принцип тематичности – соответствие материала проводимых форм коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ.

7. Принцип последовательности – последовательное усложнение двигательного и речевого материала.

8. Принцип активизации всех детей.

9. Принцип комплексного педагогического воздействия.

10. Принцип повторяемости.

Интеграция образовательных областей по развитию двигательно-координационной активности детей с ОНР

Образовательные области Формы коррекционно-образовательной деятельности

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

«Коммуникация»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Социализация»

«Познание»

«Музыка» Упражнения на снятие мышечного тонуса воротниковой зоны.

Самомассаж лица, шеи, ладоней, подушечек пальцев, фаланг пальцев.

Самомассаж кистей рук.

Кинезиологические упражнения.

Массаж профессора Ауглина.

Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения на развитие речи, общей моторики, ритма и темпа движений.

Малоподвижные и подвижные игры.

Рекомендации предназначены: учителям-логопедам, воспитателям, инструкторам ФИЗО, музыкальным работникам.

2. Результативность работы отслеживается по следующим параметрам:

- сравнительные показатели формирования артикуляционной моторики;

- сравнительные показатели формирования мелкой моторики;

- сравнительные показатели формирования общей моторики;

- сравнительные показатели статического и динамического равновесия;

- сравнительные показатели усложнения ритмического рисунка мелкой и общей моторики;

- сравнительные показатели состояние речевого дыхания.

При прохождении лексической темы «Дикие животные» могут быть использованы следующие виды работы по развитию двигательно-координационных движений.

Дыхательная гимнастика

«Волк»

«Серый зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет»

И. п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди.

1 - вдох-выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку выпятить пред собой. 2 2 - вдох – вернуться в и. п.

3 - Выдох – то же левой рукой, вернуться в и. п.

Упражнение повторить 3-4 раза.

«Олень»

«Он несет на лбу не зря

Два развесистых куста».

И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба.

1 - вдох-выдох – руки вперед.

2 - вдох – руки в стороны, выдох – вернуться в и. п.

Упражнение повторить 3-4 раза.

«Сердитый ежик»

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч.

1- наклониться, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа, вдох.

2 - на выдохе произносить «П-ф-ф-ф», затем «Ф-р-р».

Упражнение повторить 3-4 раза.

Пальчиковая гимнастика

«Лиса»

Лиса близко затаилась – (упражнение «Лиса»)

Лиса кустиком закрылась (ладонями закрыть лицо)

Лиса носом повела – (упражнение «Лиса»)

Разбегайся, кто куда (хлопок руками, пальчики «бегут» по столу)

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит.

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий еж и барсук. (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Только заиньке не спиться –

Убегает от лисицы. (Показывают большой палец, вращая им)

Мелькает он среди кустов,

Напетлял и был таков! (Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)

Упражнение на развитие речи, общей моторики, ритма и темпа движений

«Тень-тень-потетень»

Тень-тень-потетень, (Ритмичные хлопки)

Выше города плетень. (Поднять прямые руки вверх)

Сели звери под плетень, (Присесть)

Похвалялися весь день. (Наклоны головы вправо-влево)

Похвалялася лиса: (Изобразить повадки лисы)

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка: (Изобразить повадки зайца)

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи: (Изобразить повадки ежа)

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь: (Изобразить повадки медведя)

- Могу песни я петь!

«Медведь»

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит. (Ребенок, слегка согнувшись, идет «вперевалочку», «загребает» слегка согнутыми ногами).

Находит в дуплах мед

И в рот его кладет. (Изображает, как он достает и ест мед).

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют. (Отмахивается от пчел).

А пчелы жалят мишку:

- Не ешь наш мед, воришка! (Дети щиплют себя за нос, губы, щеки, ладошки, изображая жалящих пчел).

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Идет «вперевалочку»).

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает. (Ладошки под голову, глаза закрывает).

Подвижные игры

Лиса-лиска

По считалке выбирается «лиса-лиска». Остальные - «куры» произносят дразнилку: Лиска-лиса,

Дивья краса:

Долгий нос,

Рыжий хвост!

Произнеся дразнилку, «куры» бросаются врассыпную, а «лиса» бежит их ловить. Кого поймает, тот и будет ловить.

В медведя

Рисуют два круга: один круг – «лес», в центре которого кладут ягоды и грибы (их можно заменить любыми мелкими предметами, другой круг – «деревня». Один из игроков «медведь» - садится в «лесу», остальные дети идут из «деревни» в «лес» по грибы и ягоды. У одного из игроков в руках корзинка. Все приговаривают:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру.

Медведь постыл

На печи застыл!

Затем дети окружают «лес», передавая корзинку друг другу, пытаясь забежать в «лес», взять «ягоды-грибы» и положить их в корзинку. Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем». Игра начинается заново.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие двигательно-координационной активности детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 20 июня 2013 в 14:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие двигательно-координационной активности детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Гуськова (УИ 112863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД