Трощенко Ирина
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством сказок
▼ Скачать +Заказ
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте
дошкольного образования указано, что содержание программы должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывать образовательные области, в
которые входит и речевое развитие [5].
Публикация «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством сказок» размещена в разделах
Одной из главных задач речевого развития дошкольников является
овладение связной диалогической речью. Успех в решении задач в первую
очередь зависит от речевой среды, социального окружения, семейного
благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной
активности ребенка и т. п. именно возрастные и индивидуальные особенности
необходимо учитывать в процессе речевого развития у детей дошкольников
[1].
Многие педагоги, которые в разное время исследовали диалогическую
речь, в том числе и Л. П. Якубинский, отмечали, что диалог выступает как основная форма речевого общения и является естественной средой развития
личности. Отсутствие или нехватка диалогического общения ведет к
искажениям в личностном развитии, появляются проблемы при
взаимодействии с окружающими людьми, а также серьезные сложности в
умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях [6].
Говоря о характеристиках диалога, известно, что в диалоге
собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании
мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной
ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. В диалоге речь
может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Так же для
диалога характерны : разговорная лексика и фразеология; краткость,
недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные
предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность
диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь
отличается непроизвольностью, реактивностью [1].
Ссылаясь на работы Е. О. Галицких, можно отметить, что диалог – это
сложная форма социального взаимодействия [4]. Зачастую детям гораздо
сложнее участвовать в диалоге, чем строить монологическое высказывание,
то есть составлять рассказ, пересказывать произведение и так далее. Ведь
участие в диалоге требует сложных умений: дети должны научиться слушать
и правильно понимать мысль, которую выражает собеседник. Должен суметь
сформулировать в ответ собственное суждение. Правильно выражать свою
ответную реплику средствами языка. Должен научиться менять вслед за
мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, а также, уметь
поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью
языковой формы, контролировать свои действия и действия партнера. Уметь
прислушиваться к своей речи, контролировать ее нормативности и, если
нужно, вносить соответствующие поправки. Для того, чтобы не допустить
типичных ошибок «диалога невпопад», возникает необходимость в обучении
детей диалогической речи.
В старшем дошкольном возрасте происходят важные и наиболее
значимые перемены в речевом развитии. Основное, это то, что диалогическая
речь становится контекстной и произвольной. Общение приобретает речевой
характер, а невербальные средства, хоть и присутствуют, но чаще
используются именно построение текста. Дети учатся контролировать друг
друга и себя, учатся говорить более понятно, задавать вопросы,
аргументировать ответы. В процессе овладения диалогической речью так же
создаются предпосылки для овладения повествование, описанием,
рассуждением.
На развитие диалогической речи ребенка влияет много факторов.
Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду,
являются сказки.
Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста с помощью
сказок обусловлено тем, что сказки позволяют решить многие
образовательно-воспитательные задачи. Сказка — это образность языка, его метафоричность, она является самым понятным видом литературного
произведения в дошкольном возрасте. Тексты сказок расширяют словарный
запас, помогают, верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на
развитие связной речи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом
заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Инсценирование сказок позволяют формировать опыт социального
поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет
нравственную направленность [2].
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько
велики, что, позволяют развивать диалогическую речь детей самых
различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального
развития. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их
фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему
окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его
богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и
образными выражениями, сравнениями [3].
В образовательном процессе для развития диалогической речи у детей
мы используем театрализованные игры с диалогами на основе сказки,
инсценировки сказок.
Для развития диалогической речи у дошкольников мы проводили
работу, разделив ее на 3 блока:
1 блок. Планово-диагностический. В результате данного блока
проводили анализ и оценку ситуации, выработку концептуальной основы
работы по использованию сказок, как средства развития диалогической речи
у детей дошкольного возраста.
2 блок. Организационно-исполнительский. Данный блок был направлен
на разработку и внедрения комплекса педагогических мероприятий по
развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста посредством
использования сказок.
3 блок. Описательно-итоговый блок. На данном блоке выявляли и
оценивали степень сформированности речевых умений и навыков, а именно
развитие у детей дошкольного возраста диалогической стороны речи.
Таким образом, диалогическая речь представляет собой особенно яркое
проявление коммуникативной функции языка. Диалогическая речь имеет
свои особенности, которые заключаются в использовании языковых средств,
допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.
Реализация системы педагогических мероприятий по формированию
языковой компетенции, включающая три блока, при которой воздействие на
процесс осуществлялось последовательно в доступной и интересной детям
форме на наш взгляд способствовать не только речевому, но и умственному
развитию дошкольников, а именно развитию диалогической речи. Так как
использование сказок обогащает и актуализирует словарный запас ребенка,
развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания, нормализует произносительную сторону речи и,
конечно, является эффективной формой развития коммуникативных навыков
дошкольника.
21.03.2024.