Лена Иванова
Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности
Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.
В. А. Сухомлинский
Реализация креативного потенциала личности является не только насущной потребностью сегодняшнего дня, но и социальным заказом современности.
Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Публикация «Развитие детской одаренности посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Прежде чем говорить о детской одарённости надо четко представить, что мы имеем в виду: в современной психологии на основе слова «одаренность» созданы и активно используются два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается группа детей, опережающих сверстников в развитии.
«Детская одаренность», напротив, не предполагает какого-то отбора, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень развития этого дара может существенно различаться.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
ПД- один из важнейших элементов пространства детской реализации. Под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого дети и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя связанной одной темой занятий и игр.
Главное условие эффективности ПД –это чтобы проект был действительно детским, т. е. был задуман и реализован детьми. Роль взрослого- в создании условий.
ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЛЕМЫ:
Особенностью ПД в дошкольном возрасте, является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимает участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить опыт организации образовательной деятельности с ребенком в семье, испытать чувства сопричастности и удовлетворение от своих успехов и успехов ребенка. Совместный сбор информации по теме проекта, игры, конкурсы, презентации, праздники раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в образовательный процесс.
ЦЕЛЬ: Становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, творческого, эмоционально-нравственного, отношения к окружающей действительности.
ЗАДАЧИ:
• Формировать предпосылки поисковой деятельности умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно.
• Развивать познавательные потребности в поиске знаний. Организовывать новые формы активности.
• Расширять творческий потенциал педагогов и детей, умение определять возможные методы и решения проблемы.
Основная часть:
В качестве примера хотим представить вам исследовательский проект «Планета профессий», организованный с нашими детьми подготовительной группы «Аленький цветочек».
Когда мы с детьми беседовали о том, какие профессии они знают и кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднялись ответить или называли только традиционные профессии. У них наблюдался недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда.
1. Название проекта : «Планета профессий».
2. Вид проекта : исследовательский.
3. Длительность работы над проектом : 2 недели.
4. Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги.
5. Проблемное поле формируется на содержании ознакомления дошкольников с темой «Профессии» и на основе вопросов, сформулированных детьми вместе с воспитателем: «Какие профессии характерны для Якутии?», «Кем работали наши прадеды?», «Какие профессии будут в будущем, а какие исчезнут?», «Какие профессии мужские?», «Какие профессии на свете самые редкие и необычные?»
6. Цель проекта : расширить представления детей о разнообразии профессий.
7. Задачи проекта :
- расширять знания детей о профессиях (профессии региона, редкие, необычные профессии, профессии прошлого и современные, профессии, связанные с риском).
- развивать умение думать, анализировать, работать с информацией, планировать, достигать поставленной цели, презентовать свой проект окружающим, сотрудничать в реализации проекта со сверстниками и взрослыми.
- формировать уважение к труду взрослых;
- привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Любой проект выполняется последовательно, можно выделить следующие этапы проектной деятельности.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Подготовка методического обеспечения: определение содержания проекта, подбор пособий, литературы, дидактических и сюжетно-ролевых игр и атрибутов к ним. Беседы с родителями о проекте, попросить их рассказать детям о своей профессии, папам снять видеоролик о профессиях: пожарный, полицейский.
Формулирование вопросов проблемного поля проекта, использование на утреннем круге модели трех вопросов: что мы знаем? что мы хотим узнать? как узнаем об этом? и метода составления «паутинки», в которой отражаются виды детской деятельности в центрах активности, направленные на реализацию проекта.
Основной этап
Образовательная область Вид деятельности
Познавательное развитие. - НОД: «Школа. Учитель»
- просмотр презентаций «Профессии родного края», «Редкие профессии», «Современные профессии»,
-Д/ и: «Кому без них не обойтись?», «Поваренок», «Какая профессия?», «Ассоциации», «Раздели профессии по группам», «Цепочка профессий», «Я знаю пять профессий», «Кто, где работает».
Социально-коммуникативное развитие -Экскурсия на кухню, в медицинский кабинет.
-беседы: «Профессии моих родителей», «К дедушке на ферму, сенокос», «Люди каких профессий заботятся о нашем здоровье», «Кто работает в ателье», «Люди опасных профессий»
- минутки безопасности: «Советы инспектора ГАИ», «Служба 01»
- С/ р-и: «Строители», «Кондитерская», «Ветеринарная клиника Айболит», «Такси», «Салон красоты», «Космонавты на неизвестной планете».
Художественно-эстетическое развитие -коллективный коллаж «Все профессии важны»,
-рисование «Профессии наших родителей», «Кем я хочу стать?»,
-аппликация «Юные модельеры»,
-лепка из соленого теста для с/р-игры «Кондитерская»,
-раскрашивание раскрасок по теме,
-лего-конструирование «Морской порт»,
-оригами «Пароход»
-прослушивание песен «Песенка оленевода»,
Речевое развитие -чтение стихотворений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «А что у вас?», Л. Разумова «На уколы, на уколы», О. В. Маяковского «Кем быть?», рассказа А. Платонов «Еще мама», Б. Житков «Охотник и собаки», -- -чтение загадок и пословиц
-заучивание стихотворения «Кинолог»
-составление рассказа о различных профессиях,
-рассматривание картины «На стройке»
Физическое развитие п/и : «Царь Горох», «Зайцы и охотники», «Мы водители», «Рыбаки и рыбки», «Космонавты»
-динамическая пауза «Много профессий на свете у нас»,
Взаимодействие с родителями:
- видеоролик о профессиях пап: «Пожарный», «Полицейский»
- индивидуальные беседы по подготовке к заочному фестивалю «О профессиях важных, нужных и разных»
- консультации и памятки для родителей по теме;
- пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Полицейский», «Военные»
Заключительный этап
- выставка рисунков «Кем быть?».
- создание коллективного коллажа «Все профессии важны»
- просмотр видеороликов «Мой папа- пожарный», «Наша служба и опасна, и трудна» о профессиях пап.
8 Презентация проекта.
Участие в конкурсе чтецов «Все профессии нужны…» открытого заочного фестиваля «О профессиях разных, нужных и важных» в рамках городского проекта «Центр профессиональных проб «Выбор. Проф. Якутск»
(Перцева Алина-диплом 2 степени).
Участие в конкурсе коллажей «Все профессии важны…» открытого заочного фестиваля «О профессиях разных, нужных и важных» в рамках городского проекта «Центр профессиональных проб «Выбор. Проф. Якутск» (подготовительная группа «Аленький цветочек» -диплом 3 степени).
Выводы и результаты работы над проектом.
У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых о разнообразии мира профессий. Появилось уважение к труду взрослых, интерес к будущему выбору профессии.
Использованная литература:
1. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии: лучшие практики дошкольного образования: [Коллективная монография]/Под ред. И. И. Комаровой, Т. С. Комаровой, О. Н. Степановой. – Москва – Якутск, 2017. – 288.
2. https://theslide.ru/uncategorized/razvitie-detskoy-odarennosti-posredstvom-proektnoy-deyatelnostiavtor