Светлана Граборова
Развитие детской логики
. Исторически именно в
рамках философии впервые был поставлен вопрос о границах человеческого познания и оформилась традиция анализа мышления в качестве родовой способности человека. С IV в. до н. э. существует наука логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум, которая занимается законами правильного мышления. Задача логического исследования – обнаружение и систематизация определенных схем (законов) правильного рассуждения. Логика как достаточно сложная (но в то же время весьма полезная для каждого) наука во многом способствовала в XX в. бурному развитию информационных технологий, поскольку на законах логики основаны алгоритмы, заложенные в компьютерные программы. Безупречная логическая правильность (не путать с разумностью, четкость и скорость преобразования информации даже породила у многих иллюзию превосходства "мышления" компьютера над человеческим.
Публикация «Развитие детской логики» размещена в разделах
Основные законы классической логики описал еще Аристотель. Согласно логике мысль является правильной в том случае, если она получена с помощью логических законов (или не противоречит им). При этом мысль истинна, если она не противоречит действительности. В реальной жизни логически правильные выводы не всегда отражают истинное положение вещей. И наоборот, истинные суждения могут противоречить логике. Например, отталкиваясь от логической посылки "все лебеди белые или черные" можно сказать, что если некто видит лебедя, то он с необходимостью белый или черный (правильный вывод). Однако пруд, в котором плавает лебедь, может быть заражен отходами химического производства, так, что оперение лебедя на самом деле испачкано зелеными разводами. Получается, что логически правильное высказывание оказалось неистинным.
Классическая формальная логика занимается определением правил (законов) рассуждений и выводов. Различают рассуждение дедуктивное, индуктивное и рассуждение по аналогии.
1. Дедуктивное рассуждение основано на правиле перехода (умозаключении) от общего знания (истинных суждений о целом классе объектов) к частному случаю. Если "Все металлы тонут в воде" (большая логическая посылка, а "Золото – металл" (малая посылка, то с помощью логических правил легко получить новое частное знание – логический вывод : "Золото тонет в воде".
2. Индуктивное рассуждение позволяет сделать общий вывод (закономерность) из ряда повторяющихся частных случаев. В индуктивном умозаключении связь посылок опирается на факты. Индукция дает только вероятные или правдоподобные умозаключения, которые нуждаются в дальнейшей проверке.
3. Рассуждение по аналогии предполагает переход знания внутри одного уровня общности (от общего к общему или от частного к частному) и позволяет из сходства двух объектов в одних признаках сделать вывод об их сходстве в других признаках. Аналогии часто используются в объяснениях, доказательствах, решениях задач.
Обучение логическому мышлению является обязательным пунктом в развитии и воспитании ребенка. Логика помогает сопоставлять многие явления и ситуации, объективно оценивать события и действия.
Логическое мышление для детей необходимо, чтобы правильно рассуждать, излагать свои мысли и аргументировать доводы. Развивать логику необходимо с ранних лет, используя в качестве инструмента математические и логические игры для детей, поскольку то, что интересно и весело, малышу запоминается лучше всего.
Развитие логического мышления у детей является очень важным. Во-первых, потому что все развитие идет из детства. Во-вторых, потому что то, как будет происходить развитие логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на обучение малыша в дальнейшем.
Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников.
Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребнок, мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко
т молоко – этот признак и выделяет е в ряду другх животных.
Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть, ребнок, должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, развивая вниманиеи наблюдательность.
Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.
Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).
Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).
Способность к логическому мышлению у детей не является врожднной, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.
Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей.
1. Ребнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть ребнок, начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.
Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи, в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми е частями.
Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители (воспитатели) смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребнка (детей).
Что мешает успешному развитию логического мышления у ребнка.
В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций.
Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.
Речь идт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация податся хаотично и поверхностно, ребнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведт к общему снижению уровня развития интеллекта.
Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.
ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.
Речь идт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация податся хаотично и поверхностно, ребнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведт к общему снижению уровня развития интеллекта.
Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.
Упражнения - игры для развития логики детей 1-2 лет.
Игры на логику с малышом до 3 лет должны быть простыми, наглядными и побуждать его к действиям.
•Сложите вперемешку несколько игрушек и предметов посуды. Попросите ребенка выбрать из них, например, всю посуду, оставив игрушки на месте. Постепенно увеличивайте количество категорий, добавляя фрукты, овощи, одежду и т. д. • Сортировка предметов по разным признакам (форме, цвету, размеру). К примеру, возьмите 8 кубиков: 4 красных и 4 зеленых.
Пусть малыш сложит красные в одну коробку, а зеленые в другую. Со временем упражнение можно усложнить: увеличьте количество предметов, их признаки (к маленьким кубикам добавьте большие, а затем еще пирамидки, а также увеличьте количество вариаций отдельного признака (возьмите кубики не 2 цветов, а 4-5).
•К нескольким игрушкам-животным добавьте, к примеру, мячик или машинку. Задача ребенка: найти «посторонний» предмет.
Логические упражнения для детей 3-4 лет.
Развитие логики у детей этой возрастной категории базируется не только на наглядном, но также словесно-образном восприятии. Поэтому к играм с предметами смело добавляйте устные задания.
• Покажите ребенку рисунок, где изображено 5-6 предметов, один из которых не подходит к остальным по какому-то признаку. Малыш должен назвать этот предмет и объяснить, почему именно его считает лишним.
• Вы называете несколько слов, а ребенок на слух должен определить, какое слово нужно исключить. Например: «кот, корова, мячик, собака, лошадка». Теперь немного усложните задачу: «помидор, огурец, яблоко, капуста».
• Станьте с ребенком напротив друг друга. Возьмите в руки мяч. Когда вы называете «съедобное» слово, малыш должен поймать мячик, а если «несъедобное» – отбить его руками. При этом происходит не только развитие логики у ребенка, но также улучшается внимание, быстрота реакции и моторика рук.
• Задавайте малышу логические вопросы, наталкивая его на размышления. Например: что необходимо, чтобы приготовить суп? Как узнать, идет ли на улице дождик
Упражнения для развития логики у детей 5-6 лет.
Занятия с детишками данного возраста могут включать простые задания с цифрами, более сложные вопросы и речевые игры, а также различные графические игры.
• Назовите одно слово, например, «комната». Ребенку нужно подобрать как можно больше других слов, которые, на его взгляд, к нему относятся: кровать, стол, пол, стена и т. д.
• Нарисуйте циферблат часов или диск телефона с неправильно расставленными цифрами. Пусть малыш нарисует цифры в правильном порядке. Попросите также сосчитать количество стульев в комнате или, допустим, кубиков определенного цвета, машинок в гараже.
• Разложите перед ребенком несколько картинок и попросите к каждой придумать по 1-2 предложению, чтобы получился небольшой рассказ.
• Хорошо тренируют логику различные головоломки: найти отличия у двух картинок или похожие предметы, найти выход из лабиринта, дорисовать недостающие фрагменты какого-то предмета, продолжить логический ряд и прочее
Упражнения на логику для детей от 7 лет.
Развитие логики у детей от 7 лет должно включать в себя более сложные задания на сравнение, анализ, обобщение, классификацию, нахождение причинно-следственной связи, развитие абстрактного мышления и улучшения речевых навыков.
Это могут быть задания по придумыванию загадок, составлению связного рассказа, по исходным словам или описание предмета, ребусы, различные математические задачки.
Для развития логики полезно играть с ребенком в шашки, шахматы, складывать пазлы разной степени сложности. Даже такие простые игры, как крестики-нолики и морской бой, позитивно влияют на формирование логического мышления.
Игры с геометрическими фигурами.
Игры в геометрию способствуют развитию внимания у ребенка, учат выстраивать логические цепочки. Для одной из них мама или мама чертит на бумаге несложные геометрические фигуры – круг, прямоугольник, квадрат и т. д., после чего рисует предметы, составленные из этих фигур (например, домик, машину, светофор, яблоко, елочку, а также те, которые имеют лишние элементы. Задача ребенка – указать, какой рисунок содержит лишние фигуры.
Также вы можете предложить малышу самому составить изображение с помощью геометрических фигур. Для удобства один из взрослых на листе бумаги чертит таблицу из крупных квадратов, малышу нужно разложить вырезанные геометрические фигуры в свободных клетках так, чтобы в целом они могли составить простой рисунок – дом с несколькими этажами и крышей, грузовик или паровоз. После того как малыш закончит работу, из получившейся картинки можно извлечь из некоторых ее частей фигурки, предложив ребенку дополнить рисунок другими элементами.
Настольные логические игры для детей.
Детские настольные игры помогают развить логику и фантазию ребенка, во время игры малыш совершает такие мыслительные операции, как сравнение, синтез и анализ (например, анализируя свои поступки и действия).
Для самых маленьких деток рекомендуется выбирать яркие и простые игры, в которых необходимо составить картинку из кубиков, для ребят постарше подойдут пазлы.
Интересны для детей также игры-бродилки, в которых необходимо переходить с клетки на клетку, бросая кубик, часто к таким играм прилагаются карточки с обязательными заданиями. Лото и детское домино с различными изображениями помогут ребенку выучить растения, птиц и животных, игры-шнуровки, помимо логики, развивают усидчивость, воображение и память.
Еще одна разновидность настольных игр для детей, развивающая память и логику – это меморики. Согласно правилам, карточки, которые имеют пару, раскладываются картинками вниз, малышу необходимо отыскать пары, переворачивая картинки по очереди.
Логические игры для детей с предметами.
Чтобы научить ребенка сопоставлять косвенные признаки предметов, предложите ему сыграть в такую игру. Для нее вам нужно взять цветные карандаши, ручки или фломастеры. К каждому из них подберите игрушку такого же цвета, составив около 8-10 пар. Сначала покажите их малышу, а после – перемешайте и незаметно уберите одну игрушку. После этого попросите ребенка назвать, какой вещи недостает. Если у малыша возникли трудности, пусть он попытается составить первоначальные пары, чтобы определить, какой предмет спрятан.
Еще одна логическая игра – с использованием сломанных предметов, это могут
быть настольные часы, которые уже не идут или треснувший чайник. Придумайте вместе с ребенком необычные варианты нового использования этих предметов. Например, чайник можно применить на даче в качестве вазочки или дома – как шкатулку для хранения мелких предметов (бусин и пуговиц). А если из часов извлечь циферблат, то получится оригинальная фоторамка.