Олейник Елена Николаевна
Развитие детей ДОУ в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
«Любите ли вы театр так, как я люблю его?» – спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр.
Публикация «Развитие детей ДОУ в театральной деятельности» размещена в разделах
Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка. В этот период активно развиваются все психические и физические процессы у детей. Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельности объединяет в себе задачи из всех образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений, утренников. Театральные игры с успехом могут использоваться на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений). Принимая участие в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром.
Театрализованная деятельность проходит через все образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театральная деятельность помогает преодолевать маленькому ребенку робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Это помогает родителям лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах.
«Познавательное развитие»
Через театрализованную деятельность дети знакомятся с народной культурой и бытом, с костюмами людей русской национальности, народной музыкой. Дети получают представления о сельском рубленом доме, расписном тереме, горнице, предметами старины. Средствами народных сказок, афоризмов, пословиц, поговорок, инсценировок расширяется круг приобщения к устному народному творчеству. Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
«Речевое развитие»
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Дети вовлекаются в активную речевую работу. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.
«Художественно-эстетическое развитие»
От красивых костюмов, декорации, музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание создавать и творить. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил ребенка, повышение личной самооценки. При чередовании функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.
«Физическое развитие»
Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук.
С появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Элементы театрализации можно включать в занятия по физическому развитию, для формирования правильной осанки, для умения выполнять движения красиво и быстро. Движения детей будут усваиваться намного лучше, если их выполнять в соответствии с каким – либо образом.
Театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений (сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе театрализованной деятельности можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Таким образом, театрализованной деятельности принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.
Театрализованная деятельность нужна, чтобы сделать жизнь детей
полной и счастливой.
Список использованной литературы
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
3. Доронова Т. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М, 1997.
4. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : Сфера, 2001.