Татьяна Фролова
Развитие цветового восприятия детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:
• подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
• организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно достичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу, найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить
найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет, закрепляя представление о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.
1. Цветная вода
Цели: Знакомить детей с цветами.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход занятия:
В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Таким же образом развести остальные краски.
Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагая смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
2. Цветные кубики
Цели: Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).
Ход занятия:
Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».
Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары. В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый.
3. Цветные парочки
Цели: Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др., коробка.
Ход занятия:
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, и др., затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам. В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветных кар следует увеличивать постепенно.
4. Разноцветные палочки
Цели: Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы: Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
Ход занятия:
Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все синие».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
5. Ниточки для шариков
Цели: Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов.
Материалы: Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов.
Ход занятия:
Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки.
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».
Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.
Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения
6. Бегите ко мне!
Цели: Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание.
Материалы: Флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).
Ход занятия:
Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета. Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно. Флажки можно заменить лентами, кубиками…
7. Разложи по коробочкам
Цели: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.); Маленькие коробочки или мисочки, коробка большего размера.
Ход занятия:
Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробку больше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.
8. Четвертый лишний
Цели: Закреплять знание цветов.
Материалы: Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках):
• желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
• зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
• красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;
• оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и пр.
Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и игрушки.
Ход занятия:
Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.
Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите
найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.