Приложение МААМ

Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии

Ольга Владимировна Козлова
Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

"Москаленская детская школа искусств"

Москаленского муниципального района Омской области

Козлова О. В.

Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии

Методические рекомендации

Москаленки 2011

Автор:

Козлова О. В. – преподаватель МУ ДОД "Москаленская детская школа искусств"

Рецензенты: Черепанова Н. К. – преподаватель колледжа культуры и искусства города Омска (30лет стажа)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВЕДЕНИЕ…. 4

Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии» размещена в разделах

1. Особенности хореографического обучения дошкольников… 5

2. Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста… 7

3. Занятия ритмикой в игровой форме…. 9

4. Общие методические рекомендации по проведению занятий… 10

5. План – конспект занятия по предмету «Ритмика»… 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 12

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА….

ПРИЛОЖЕНИЕ…. 13

15

Введение

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Родители и педагоги нередко отмечают отставания, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это касается, в первую очередь, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому перед педагогами, руководителями детских творческих коллективов стоит задача поиска и использовании специальных методик, которые позволяют полноценно развивать детей, воспитывать гармоничную личность, прививая любовь к искусству.

Достичь поставленной задачи, по мнению как зарубежных, так и отечественных психологов, педагогов (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и многих других) можно посредством музыкально-ритмического воспитания, формируя чувство ритма у ребенка через занятия хореографией.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Ритмика помогает воспитывать восприятия характера музыки, творческую активность, музыкально-ритмическую память, сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки. Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, на гимнастических упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях, играх.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Районный конкурс «Москаленские самоцветы»

Пиминова Е., Чепикова Л., Харлова Е.

Выпускница хореографического отделения

Бабенко Анна

Ансамбль танца «Ассорти» на традиционном турнире

по спортивным бальным танцам

Ансамбль танца «Каприз»

Победители возрастной категории 4 – 5 лет

по спортивным бальным танцам

Зуенко М., Фролова Е.

1. Особенности хореографического обучения дошкольников

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период “возрастом двигательной расточительности”. И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей, предупреждать случаи перевозбуждения.

Особое внимание следует обратить на движения, способствующие укреплению скелетной мускулатуры. Необходимо знать и то, что в пятилетнем возрасте диспропорционально формируются некоторые суставы. Например, сумка локтевого сустава у ребенка в период до пяти лет растет быстро, кольцеобразная же связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Поэтому резкие движения рук могут привести к подвывиху. У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, ее свод.

К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, если он занимается регулярно. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп. Но если не уделять должного внимания мелким мышцам и не развивать их специальными упраж-нениями, то они останутся по-прежнему слабыми.

Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии.

В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка повышаются. Нужно отметить, что при выполнении этих заданий девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений, и ребята в пять-шесть лет хорошо подпрыгивают на двух ногах, на одной ноге - как на месте, так и с продвижением. Если они продолжают заниматься, то в возрасте шести-семи лет им становится доступно выполнение куда более разнообразных и сложных упражнений на равновесие. Приблизительно с пяти лет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем переходит на более экономичный, эффективный уровень.

Исследования, проводимые М. Антроновой и М. Кольцовой, подтверждают, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей пяти-летнего возраста довольно высоки. Уже в пять лет, ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность; внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм, что следует учесть педагогу в своей работе. По мнению известного физиолога академика Н. И. Красногорского, условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки вначале весьма непрочны.

Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно взволновало или заинтересовало. В пять лет, он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. В хореографии требуется обязательный личный показ движений педагогом с их объяснением. У 5-6-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими дви-жениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и торможение. Они осваивают право- и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут.

Все приведенные выше аргументы оказались для нас убедительными, чтобы, как уже было сказано, определить возраст пяти лет как наиболее оптимальный для начала занятий основами хореографии.

Хореография – зрелищное искусство, любимое детьми.

Обучение хореографии - это всегда диалог, даже когда ученик совсем еще маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и психического развития детей.

Занятия хореографией призваны :

- развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

- укреплять здоровье детей;

- способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

- формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз;

- избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

- учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

1. Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста

В ритме есть нечто волшебное;

он заставляет нас верить,

что возвышенное принадлежит нам.

И. В. Гёте

Ритмика — специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие детьми музыки через движение и помочь выявить их музыкальные способности.

С первых занятий хореографией дети должны приобрести необходимые музыкально-двигательные навыки, познакомиться с понятием “ритм” (чередование долгих и коротких длительностей, привыкнуть внимательно, слушать музыку во время движения, начинать или оканчивать движение вместе с музыкой.

Музыка и движение являются основными средствами ритмической тренировки. Передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерные темпы - ведущий метод ритмической тренировки.

Движения на ритмических занятиях могут применяться самые разнообразные: и гимнастические, и бытовые, и танцевальные.

Музыкальные произведения, подбираемые для занятий ритмикой, должны быть доступны для восприятия и соответствовать возрасту детей.

Ритмические задания могут решать несколько задач одновременно. Например, ребятам предлагается шагами передать ритмический рисунок музыкальной темы, а руками — дирижировать в данном метре. Это развивает не только музыкальность, но и координацию движений.

Характерная черта ритмических занятий — большое количество заданий для коллективного выполнения — помогает детям ориентироваться в пространстве.

И именно такие организующие упражнения педагогу следует взять на вооружение.

Хотелось бы также посоветовать строить работу по музыкально-ритмическому обучению, имея в виду следующие направления:

Темп движений:

а) устойчивость в темпе;

б) переключение с одного темпа на другой;

в) постепенное ускорение или замедление темпа.

Характер и динамика движений:

а) отражение в движении характера музыки;

б) отражение в движении динамических оттенков (форте, пиано, легато, стаккато).

Форма и фразировка

Не углубляясь в детальный анализ музыкальных форм, достаточно ограничиться различением и определением следующих элементов:

а) часть;

б) предложение;

в) фраза.

Работа над музыкальной формой и фразировкой даёт возможность планировать движения в пространстве! В заданиях фигурные построения могут наглядно передавать структуру музыкального отрывка.

Метр

а) движение, отмечающее начало такта;

б) вступление в движение на такт позднее своего соседа;

в) затактовое построение;

г) дирижерские жесты на 2/4, 3/4, 4/4;

д) дирижерские жесты, совмещенные с шагами, бегом, прыжками.

Ритмический рисунок

а) целая нота;

б) половинная;

в) четверть;

г) восьмая, шестнадцатая.

Передача ритмического рисунка

а) хлопками, шагами;

б) бегом и другими движениями;

в) соблюдением пауз;

г) синкопированными движениями;

д) ритмическим контрапунктом.

2. Занятия ритмикой в игровой форме

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного, нарочитого изучения движений.

Игровой метод в работе с дошкольниками хорош на любых занятиях, но если при разучивании основ классического танца, народно-сценического или танца модерн этот метод применим лишь частично, то музыкально-ритмические упражнения дают простор для фантазии педагога. И тогда каждое занятие может стать увлекательной игрой.

3. План – конспект занятия по предмету «Ритмика»

Тема занятия : «В гостях у хореографии»

Цель: знакомство воспитанников с предметом «Хореография»

Вводная часть: (10 мин)

Рассказ педагога о 2-х веселых человечках Хорео и Графио, которые имеют веселый нрав и учат всех детей танцевать. Танец для них это искусство, это средство для дружелюбного общения, это развлечение и получения удовольствия. Вот и сегодня они пришли к нам в гости и хотели бы научить детей танцевать.

Для начала мы начнем с поклона. И каждый раз, когда начнется занятие, мы будем приветствовать друг друга поклоном. Встанем по линиям.

(разучить поклон)

Беседа на тему, как вести себя на занятиях по хореографии

Основная часть: (20 мин)

Сейчас мы потянемся к солнышку и вырастим еще на несколько сантиметров (подготовка мышц тела для работы). Сегодня на нашем занятии присутствует много учеников и с каждым наши веселые человечки хотели бы с вами познакомиться. И сейчас я предлагаю вам игру «Бусы».

А теперь наши бусинки вместе с веселыми человечками сделают музыкальную разминку по кругу: игра «Кошка», «Снежок», «Радуга-дуга» (см. приложение № 1, №2).

Для того чтобы уметь красиво танцевать, надо внимательно слушать музыку и повторять движения за ведущим, игра «Зеркало».

Заключительная часть: (5 мин)

Упражнение «Расслабление приятно» (сидя на полу)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая:

Замедляются движения,

Исчезает напряжение…

И становится понятно:

Расслабление приятно!

(в игре могут быть использованы произвольные движения)

Теперь мы знаем, что означает слово хореография. Знаем, что у веселых человечков много разнообразных движений, которые мы в дальнейшем разучим с вами. А теперь ребята подойдите к рисунку и поставьте свою метку на том месте где оно соответствует вашему настроению. (рисунок «Эмоции» грустное, веселое, так себе) теперь мы попрощаемся с вами и с веселыми человечками, они будут ждать нас на следующее занятие (поклон)

5. Общие методические рекомендации по проведению занятий

В заключение хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:

— В то время, когда звучит музыка, педагогу не стоит считать вслух, так как это притупляет восприятие мелодии ребенком. Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать малышу возможность самому вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только в самом начале обучения новому движению.

— Танцевальные способности следует развивать, в равной степени работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и руки, забываются корпус и голова — никогда не будет достигнута полная гармония движений и не сложиться должное впечатление от исполнения.

— Основами хореографии все дети группы занимаются одновременно, благодаря чему повышается плотность занятия и физиологическая нагрузка на организм ребенка. Упражнения строго дозируются: сложные чередуются с легкими; движения, требующие большого мышечного напряжения, — с движениями на расслабление.

Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все больше знаний и навыков.

— Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит детей соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя.

Заключение

Хореография - искусство синтетическое, любимое детьми.

Лучший возраст для начала занятий хореографией — пять лет. У пятилетнего дошкольника хорошо развита память двигательная и эмоциональная. Уже в пять лет, ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражена эмоциональность и непосредственность. В пять лет, он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. Хореография включает в себя урок ритмики, благодаря которой мы развиваем у наших воспитанников общую музыкальность и чувства ритма. Занятия ритмикой и хореографией позволяют смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей. Занятия по ритмике должны проходить в игровой форме, так как в игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется память. Развитие чувства ритма является одной из важнейших задач на уроках ритмики.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Что нужно знать о движениях человека /В. К. Бальсевич// Физическая культура. – 2007. - № 2.- с. 3-14.

2. Белкина, С. И., Ломова, Т. П., Соковнина, Е. Н. Музыка и движение /С. И. Белкина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. - М. : Просвещение, 1994. –202 с.

3. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии / Т. А. Барышникова. – М. : Рольф, 1999. - 272 с.

4. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников /Н. Г. Коновалова. – М. : Наука, 2002.- 144 с.

5. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М. А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.

6. Науменко, Т. И., Алев, В. В. Музыка. Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 3-изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 160 с.

7. Пуртова, Т. В., Беликова, А. Н., Кветная, О. В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

8. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. Для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. заведений/ О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили – 3-е изд., стереотип. –М. : Издательский центр “Академия”, 2000.-240 с.

9. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей /О. П. Радынова. - М. : Жизнь, 1997. – 172 с.

10. Руднева, С. Д., Фиш, Э. М. Ритмика. Музыкальное движение /С. Д. Руднева, Э. М. Фиш. - М. : Атлас, 1992.- 67 с.

11. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С. Л. Слуцкая. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 272 с.

12. Специфика музыкального воспитания//www.ret.by/refs/62/13539/1.htm;

13. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. М., 1995. Т. 1.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Пособие по развитию чувства ритма у дошкольников «Ритмические карточки «Кляксы»Пособие по развитию чувства ритма у дошкольников «Ритмические карточки «Кляксы» Проблеме развития музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Авторами известных сегодня всему миру музыкальных.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 09:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников на занятиях хореографии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Козлова (УИ 3226109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД