Агабекян Венера
Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы
▼ Скачать + Заказать документы
2021 г.
у детей дошкольного возраста. Методы и приемы»
«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом»
(Эмиль Жак-Далькроз)
Одной из задач музыкального развития является развитие чувства ритма.
Публикация «Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Как мы знаем - чувство ритма имеет три основных компонента:
• темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
• метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
• ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Если чувство ритма несовершенно, то у детей речь не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем ограничивается не только сфера интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры, которые помогают формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.
В работе с детьми используются следующие методы и приёмы развития чувства ритма :
1. Речевые игры со звучащими жестами.
Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Хочу немного остановиться на этом моменте:- звучащие звуки - это первые инструменты человека. Это инструменты, которые у нас под рукой. Термин «звучащие звуки» принадлежит Гунильд Китман. (немецкий педагог, соратница Карла Орфа)
Звучащие звуки- это ритмическая игра звуками своего тела. Приведу несколько примеров звучащих жестов и их отличие, они могут быть разными. Хлопки всей ладонью - звонкие, хлопки согнутыми ладонями - тихие, потирание ладоней - шуршание.
Шлепки. Шлепки могут чередоваться с хлопками и притопами.
Шлепки- по коленям, по бедрам, по груди, по бокам.
Притопы: можно делать одной ногой, попеременно двумя, оставаясь на месте или двигаясь вперед. Притопы всей стопой, носком-пяткой.
Щелчки- пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам.
Нужно отметить, что между возрастом детей и простотой муз. ин-та есть прямая зависимость. Чем меньше возраст ребенка, тем проще нужен музыкальный инструмент. Итак, игра по сказке «Рукавичка» со звучащими жестами.
Игра со звучащими жестами «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор – притопы всей стопой
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил — быстрые притопы
Рукавичку обронил. - показывает ладошку
Мышка по полю бежала, - щелчки по коленям
Рукавичку увидала. – показывает ладошку.
- Кто, кто здесь живёт? - Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждёт?
Стала жить-поживать,- хлопки в ладоши
Звонко песни распевать.
Зайка по полю бежал, - шлепки по коленям
Рукавичку увидал. - «Рукавичка».-ладошка
- Кто, кто здесь живёт?- Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт?
Мышка зайку пригласила, - разводим ладошки в стороны
Сладким чаем напоила.
Зайка прыг, зайка скок, –шлепки по коленям
Вкусных пирогов напёк. – Хлопки согнутыми ладошками
Как по полю шла лисичка- потирание ладонями
Увидала рукавичку. – показывает ладошку
- Кто, кто здесь живёт? -Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт?
И лисичку пригласили, -разводим ладошки в стороны
Пирожками угостили. – хлопки согнутыми ладонями
Стала жить там поживать- хлопки в ладошки
Пол метёлкой подметать.
Мишка по полю гулял,- притопы пяткой
Рукавичку увидал. – показать ладошку
- Кто, кто здесь живёт?- Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт?
Звери испугались, - шлепки по бедрам
В страхе разбежались. - Развести руки в стороны.
2. Ритмические игры «Эхо – ответ».
В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.
3. Игры на координацию речи с движением.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.
4. Игры с палочками (клавесы).
Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.
5. Ритмические игры с предметами.
Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.
6. Ритмические цепочки.
Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.
7. Ритмические партитуры.
Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Список информационных источников
1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.
2. Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный ритм. / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е. А. Медведевой // М. : Издательский центр «Академия» 2002.
3. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду. / Н. В. Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.