Лучший педагог года

Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы

Агабекян Венера
Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы
▼ Скачать + Заказать документы

2021 г.

Развитие чувства ритма

у детей дошкольного возраста. Методы и приемы»

«Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом»

(Эмиль Жак-Далькроз)

Одной из задач музыкального развития является развитие чувства ритма.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы» размещена в разделах

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Как мы знаем - чувство ритма имеет три основных компонента:

• темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

• метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Если чувство ритма несовершенно, то у детей речь не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем ограничивается не только сфера интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры, которые помогают формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

В работе с детьми используются следующие методы и приёмы развития чувства ритма :

1. Речевые игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

Хочу немного остановиться на этом моменте:- звучащие звуки - это первые инструменты человека. Это инструменты, которые у нас под рукой. Термин «звучащие звуки» принадлежит Гунильд Китман. (немецкий педагог, соратница Карла Орфа)

Звучащие звуки- это ритмическая игра звуками своего тела. Приведу несколько примеров звучащих жестов и их отличие, они могут быть разными. Хлопки всей ладонью - звонкие, хлопки согнутыми ладонями - тихие, потирание ладоней - шуршание.

Шлепки. Шлепки могут чередоваться с хлопками и притопами.

Шлепки- по коленям, по бедрам, по груди, по бокам.

Притопы: можно делать одной ногой, попеременно двумя, оставаясь на месте или двигаясь вперед. Притопы всей стопой, носком-пяткой.

Щелчки- пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам.

Нужно отметить, что между возрастом детей и простотой муз. ин-та есть прямая зависимость. Чем меньше возраст ребенка, тем проще нужен музыкальный инструмент. Итак, игра по сказке «Рукавичка» со звучащими жестами.

Игра со звучащими жестами «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор – притопы всей стопой

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил — быстрые притопы

Рукавичку обронил. - показывает ладошку

Мышка по полю бежала, - щелчки по коленям

Рукавичку увидала. – показывает ладошку.

- Кто, кто здесь живёт? - Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Мышку здесь никто не ждёт?

Стала жить-поживать,- хлопки в ладоши

Звонко песни распевать.

Зайка по полю бежал, - шлепки по коленям

Рукавичку увидал. - «Рукавичка».-ладошка

- Кто, кто здесь живёт?- Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поёт?

Мышка зайку пригласила, - разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила.

Зайка прыг, зайка скок, –шлепки по коленям

Вкусных пирогов напёк. – Хлопки согнутыми ладошками

Как по полю шла лисичка- потирание ладонями

Увидала рукавичку. – показывает ладошку

- Кто, кто здесь живёт? -Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поёт?

И лисичку пригласили, -разводим ладошки в стороны

Пирожками угостили. – хлопки согнутыми ладонями

Стала жить там поживать- хлопки в ладошки

Пол метёлкой подметать.

Мишка по полю гулял,- притопы пяткой

Рукавичку увидал. – показать ладошку

- Кто, кто здесь живёт?- Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поёт?

Звери испугались, - шлепки по бедрам

В страхе разбежались. - Развести руки в стороны.

2. Ритмические игры «Эхо – ответ».

В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

3. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

4. Игры с палочками (клавесы).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

5. Ритмические игры с предметами.

Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.

6. Ритмические цепочки.

Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

7. Ритмические партитуры.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

8. Игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Список информационных источников

1. Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство", 1914.

2. Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный ритм. / И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева // Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2007.

3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии. / Под редакцией Е. А. Медведевой // М. : Издательский центр «Академия» 2002.

3. Нищева, Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду. / Н. В. Нищева // ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург. 2002.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы
Опубликовано: 17 мая 2021 в 14:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у детей: методы и приемы» (включая файлы) размещена пользователем Агабекян Венера в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД