Евгения Федичкина
Развитие ассоциативного мышления дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Мышление потому и необходимо, что в ходе жизни и деятельности каждый человек наталкивается на какие-то новые, неизвестные свойства предметов.
Публикация «Развитие ассоциативного мышления дошкольников средствами музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Они не уводят нас, а приближают к ответу.
Ассоциация связана с представлениями. Восприятие искусства связано с механизмом ассоциаций, с интуитивными процессами образной логики.
Ассоциативное мышление – понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации : любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.
Существуют две формы познания и мышления :
- научно-теоретическое (абстрактно-логическое, или рационально-логическое. Эти формы мышления господствует в науке. В наиболее чистом виде – в математических, естественных.
- эмоционально-художественное (образное, что связывается с эмоционально-образной формой – в искусствах. В них, естественно, также есть формы более «чистые» и более связанные с логическим мышлением.
Характерной особенностью научного познания является то, что науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается ее объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает.
Однако есть вид человеческой деятельности, который также создает целостную картину мира и создает ее в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не логических законов. Это искусство. Такой путь целостного осознания жизни доступен и необходим каждому человеку.
Предметы, созданные трудом художника, специально развивают способность чувственно воспринимать мир по-человечески, то есть в культурно развитых формах – в формах человечески развитого созерцания.
Глубокое переживание произведения искусства должно заставить человека задуматься об окружающем нас мире, о судьбе другого человека, о собственной жизни. «Глубоко чувствовать» и «ясно мыслить» с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать окружающих людей, познать глубину жизни, обогатить свой духовный мир.
Процесс познания себя начинается с самого раннего возраста. Психологами установлено, что у дошкольников и младших школьников он носит экстериоризированный характер, то есть когда дети этого возраста познают себя через других людей. Всматриваясь в их черты, прислушиваясь к их мыслям, они соотносят их со своими чертами и мыслями, о существовании которых подчас и не догадывались. Вместе с тем круг общения дошкольников не очень велик. В этом возрасте они еще довольно тесно привязаны к родителям и семье. Тем не менее, знания о себе необходимы ребенку. Недостаточность их может привести к неадекватной самооценке, к неверию в собственные силы, к нивелированию своих индивидуальных и неповторимых черт.
Помочь ребенку в познании себя при относительно узком круге общения может искусство. Ведь именно оно дает ребенку иллюзию общения с совершенно разными людьми – плохими и хорошими, веселыми и грустными, прекрасными и безобразными. Количество участников такого общения может быть очень велико.
У детей, то процесс видения другого хорошо реализуется у них в таких искусствах, как кино, литература и, отчасти, изобразительное искусство. Слово описывает человека, его действия, поступки, стремления, поэтому видение героя произведения литературы ребенку вполне доступно.
Гораздо сложнее детям увидеть другого и узнать себя в музыкальном произведении. Музыка – искусство временное и, пожалуй, чувственно-абстрактное. Она не дает возможности показать конкретные действия человека, его манеру произносить слова, мыслить в вербальных формах и т. п.
Комплексный подход в этих условиях представляет собой установку на выявление и всестороннее развитие продуктивных способностей дошкольника на основе музыки и других видов искусства. Целостная организация обучения может помочь преодолеть однобокость и фрагментарность мышления, эмоциональную бедность воображения, в целях активного формирования ассоциативного поля.
Стержнем всей системы понятий, лежащих в основе целостного восприятия искусства, должно стать восприятие, поскольку именно оно является общим знаменателем, характеризующим процесс постижения искусства в деятельности творца, исполнителя и слушателя.
На этом сочетании строится сам механизм ассоциативного мышления : от прямого восприятия (непосредственного) к умению сравнивать, представлять, соотносить с ранее прочувствованным и пережитым. В развитии ассоциативного мышления у дошкольников необходимо исходить из того, что здесь больше всего задействована эмоциональная сфера, воспоминания и прочувствования.
Таким образом, анализ разнообразной литературы позволяет утверждать, что развитое ассоциативное мышление детей помогает ему понять и принять мир музыкальных образов во взаимосвязях с другими искусствами как мир художественных образов. А это, в свою очередь, способствует более глубокому освоению закономерностей музыкального искусства, отражающих многообразные жизненные связи.