Наталья Юрченко
Конспект занятия с подростками «Развитие уверенности в себе. Самооценка»
Добрый день! Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о важности самооценки? Выясним что это такое? Попробуем разобраться какова самооценка у каждого из вас. Но для начала давайте посомтрим фрагмент мультфильма "Гадкий утенок" (2010 года, автор Гарри Бардин).
Как вы думаете, что помогло маленькому утенку поверить в свои силы и взлететь? Давайте разбираться.
Публикация «Конспект занятия с подростками „Развитие уверенности в себе, Самооценка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.
Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается. В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.
Основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.
Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют: социально-экономический статус (образование, доход, безработица); проблемы со здоровьем, инвалидность; социальные отношения; образ мышления.
Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.
Предлагаю сделать небольшое упражнение «Лесенка». Попрошу вас нарисовать лесенку, которая состоит из 10 ступеней.
А затем нарисуйте на ней человечка.
Итак, лесенка - это ваша самооценка, а человечек - это вы!
1-4 ступенька – самооценка занижена
5-7 ступенька – самооценка адекватна
8-10 ступенька – самооценка завышена
А теперь проведем анализ, ответьте пожалуйста на вопросы:
-чем вы руководствовались, когда рисовали человека?
-кто-нибудь нарисовал (хотел нарисовать) человечка на 10 или на 1 ступеньке?
- теперь, когда вы знаете ключ, вас устраивает положение человечка на лесенке?
-хотели бы вы изменить положение?
Педагог предлагает сделать еще несколько упражнений
Упражнение «Комплемент»
Бросаем мяч и называем сильную сторону и неоспоримую особенность человека, которому вы бросаете мячик.
Анализ:
-что сейчас чувствуете?
-что нового о себе узнали?
-на какой ступеньке лесенки вы бы расположили себя сейчас?
Упражнение «Уверенность и неуверенность»
Необходимо 2 человека
Задание добровольцев:
1. уверенный в себе человек
2. неуверенный в себе человек
Задание: рассказать о своих достижениях в соответствии с образом (уверенный и неуверенный) (текст достижений для обоих участников одинаков)
Задание группы: наблюдать и отмечать характерные черты голоса, позы, движений, зафиксируйте те черты, по которым вы угадали тип поведения этих людей
Анализ:
-комфортно ли было исполнять роли?
-какие чувства вы испытывали по отношению к тем людям, которые исполняли роли?
-как вы определили, какой тип поведения представляют участники?
-какие характерные черты выдают уверенных, неуверенных людей?
-кто из участников был вам более приятен? (почему)
В завершении: только если вы начнёте делать то, что никогда ещё не делали, только тогда вы преодолеете свою неуверенность и начнёте развивать уверенность! если вы неуверенно себя чувствуете на сцене что делать? Идти вышивать? Нет! идти на сцену, идти на сцену и играть с залом. Только если вы попробуете сделать то, чего боитесь, только тогда у вас будет шанс для развития (уверенности) если толчётесь на одном месте и не идёте играть на сцену, то никакого развития не будет, так и останетесь неуверенным.
/yandex.ru/video/preview/5099149417219797546