Светлана Погодина
Разработка занятия по лепке из глины «Берегиня»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛЕПКИ
ДАТА УРОКА:
ТИП УРОКА: постановка и решение задачи.
ТЕМА УРОКА: Лепка из глины народной игрушки «Берегиня».
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБУЧАЮЩАЯ – познакомить детей с игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины; дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях;
Публикация «Разработка занятия по лепке из глины „Берегиня“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
2. РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать навыки работы с материалом (глиной) при создании монолитной формы игрушки; приобретение навыков лепки.
Развитие мелкой моторики рук, памяти и внимания.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.
Задачи:
научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам русской народной игрушки «Берегиня»;
научить выявлять особенности традиций русской игрушки в
росписи, правильно передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
научить правильно использовать основные цвета промысла;
научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике;
учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
Материалы и оборудование:
- глина, станки для лепки, стеки;
- полоски бумаги для выполнения упражнений;
- гуашь, кисти и салфетка, банка с водой.
Методическое обеспечение урока: наглядные пособия «Народная игрушка», работы из методического фонда, презентация.
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Теоретическая часть.
- Рассказ о древних народных игрушках, об искусстве создания глиняной игрушки и её ярких особенностях.
- Показ презентации, образцов игрушки и иллюстраций.
3. Практическая часть.
- Объяснение задания и последовательности выполнения работы.
- Лепка игрушки из глины.
4. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров традиционных для данной игрушки на бумажной полосе.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом.
Ход урока
1. Организация рабочей дисциплины и рабочего места.
2. Теоретическая часть.
В начале урока учитель может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.
Какая у тебя любимая игрушка?
Какое настроение создаёт твоя игрушка?
Из каких материалов сделаны современные игрушки?
Получив ответы ребят, учитель предлагает представить жизнь детей в старые времена и игрушки, которые были тогда.
- Древнейшие игрушки, которые найдены на территории нашей страны (2 тысячелетие до н. э.) все сделаны из глины. На Древней Руси хорошо знали «потешное» ремесло. Игрушки из нестойких материалов (солома, ткани, дерево) утрачены, о них мы знаем меньше, чем о глиняных. Гончары делали свои игрушки вместе с посудой – основным своим занятием. Не пропадал зря ни один комочек глины, оставшийся от горшков, каждый гончар умел слепить простейшую свистульку или потешную посуду.
Фигурки людей, коней, баранов, птиц, некоторые украшены росписью и глазурью, найдены в раскопках древних русских городов – Москвы, Киева, Твери, Рязани, Новгорода (10-14 в. в.)
Чем больше совершенствовалось ремесло, тем значительней проявлялось художественное начало в игрушке. Игрушка становится предметом искусства, когда сливаются техническое мастерство и художественное творчество в гармонию материального и духовного.
Просмотр презентации.
Каждая игрушка – это образ, который что-то символизирует из жизни древних славян. Они таят в себе мифологию жизни древних славян и являются воплощением языческих верований.
Основные образы:
Женская глиняная фигурка. Этот образ - продолжение рода всего живого. Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу». Весна, Берегиня, Мать-кормилица, Лада, Купава – вот имена и смыслы, которыми народ наделял глиняную фигурку женщины. Образ женщины связан с темой «матери-сырой земли» и солнца. На голове у Берегини одета красная шапка- символ солнца, а в руках она держит птичек, которые просят солнышко дать побольше света и тепла.
Медведь. Один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы
Олень. Символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Конь. Слуга Солнца. В языческой Руси конь был очень важным символом в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и культ воды. Древние славяне считали, что впряженный конь возил по небу бога-солнца и приносил людям его благодать.
Птицы. Это вестники богини Матери земли. Они обязательные спутники женских изображений. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи.
Корова. Символизирует плодородие, могущество и бодрую силу.
Со временем свистулька утратила свой магический символизм и стала просто игрушкой.
Готовую глиняную посуду обжигали раз в год, весной, перед началом полевых работ, в специальной печи. Печь строилась из кирпича и называлась горном. В нее рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками.
Расписывают игрушки простыми и более сложными узорами. На юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. (Приложение 1). Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками.
Особой пластикой отличаются игрушки животных. Фигурки петушка и курочки, простые выразительные и яркие.
3. Практическая часть.
- Много лет назад мастера игрушечники, придумали способ лепки из одного куска. Способ этот подсказала им сама глина пластичная, жирная, послушная. Из одного комочка, можно слепить любую игрушку, но последовательность работы, конечно, будет разной.
Сейчас я расскажу вам и покажу, как лепится «Берегиня» (показ педагога, поэтапная лепка)
- сделать заготовку - конус.
- примерно посередине обозначить линию талии. Большим пальцем проникнуть вглубь глины, отмять юбку. Она должна быть похожа на колокольчик.
- Отделить часть глины для головы.
- Руки вытянуть из основной массы.
- Опоясать голову жгутом.
- Жгут примазать по направлению макушке. Сделать птичек и прилепить их к рукам.
Дети самостоятельно лепят игрушку.
4. После того как игрушка будет готова, дети убирают свое рабочее место и им предлагается выполнить мини-упражнение. Воспроизвести узоры традиционные для данной игрушки на бумажной полосе. Нужно скопировать основные орнаменты с карточки – образца.
5. Ставится задача – освоить технику создания узора, разработать руку. (Приложение1, используется наглядное пособие)
6. Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)
- Где возник промысел игрушки?
- Как лепят игрушку?
- Какие символы и образы используют при создании игрушки?
- Каким цветом сначала расписывают игрушку?
Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались, у всех получились забавные игрушки, которые на следующем уроке нам предстоит расписать.
7. Домашнее задание: повторить символы и образы, которые используются при изготовлении игрушки, принести краски и кисти для росписи игрушки.