Марина Владимировна Чикулаева
План-конспект открытого урока «Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект открытого урока
«Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ»
Тема: «Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ»
Урок : по специальности «Фортепиано» с учащимися 3 класса.
Цель урока : показ форм и методов работы в классе фортепианного ансамбля.
Задачи:
1) формирование умений и навыков игры в ансамбле;
Темочки:
- ДШИ. Детская школа искусств
- Начальная школа. 1-4 классы
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
2) развитие слухового контроля учащегося;
3) сбалансированность звучания;
4) создание художественного образа.
Тип урока : комбинированный.
Методы: объяснительно – иллюстративный (рассказ, показ преподавателя).
План урока :
Вводная часть:
- приветствие, знакомство;
- сообщение темы урока и его цели.
Основная часть:
- проигрывание произведений, ознакомление с ними аудитории;
- практическая часть работы над произведением.
Заключительная часть:
- подведение итогов работы на уроке;
- домашнее задание.
Ход урока
Добрый день.
Тема нашего урока «Работа над фортепианным ансамблем в младших классах ДШИ». Вы знаете, как называется совместное исполнение произведения несколькими музыкантами? Правильно – это ансамбль.
Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство». Ансамбль (фр. ensemble) –согласованность.
Ансамблевое исполнительство играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое. Постепенно в процессе работы обучающиеся учатся слышать партию партнера, подхватывать, если произошел срыв у одного из партнеров, следить за изменениями темпов и подстраиваться друг под друга.
Грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
- синхронность при взятии и снятии звука;
- единство темпо – ритма:
- равновесие в силе звучания партий
- единство динамики, фразировки;
- согласование штрихов;
-согласованность эмоционально – образного содержания;
- умелая педализация.
Следует обратить внимание на посадку за одним инструментом, положением рук и ног.
Для этого урока я выбрала пьесу Халаимова «Сладкоежка». Первую партию будет играть Катя, а вторую - Алена.
Сейчас я прошу девочек сыграть пьесу от начала до конца.
Теперь можно приступать к практической части занятия. Одно из самых главных условий ансамблевого исполнительства является синхронное начало и окончание произведения. Поэтому сначала мы поработаем над вступлением. Девочки обязательно должны вначале посмотреть друг на друга, чтобы убедиться в готовности к исполнению.
После того, как руки поставлены на клавиатуру, вместе сделать вдох и начать.
Теперь девочки должны понять, какая партия является солирующей, а какая аккомпанирующей. Исходя из этого, поработаем над балансировкой звука.
Следует добиваться ровности звучания и совпадения партий. Следует отметить все переклички между ученицами. Особое внимание следует уделить ритму. Надо внимательно считать и выделять сильные доли. Для лучшего понимания ритма нужно его прохлопать.
Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию, постепенное усиление или уменьшение громкости. Создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие технически грамотной совместной игры.
Таким образом, мы планируем и дальше работать над этой пьесой для достижения наилучшего результата.
И, как итог проделанной нами работы, девочки исполняют это произведение от начала до конца, учитывая мои предыдущие пожелания. Умницы!
Домашнее задание: закрепление проделанной работы на уроке.
Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности. Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеборазие совместного исполнительства.