Юлия Мальцева
Разработка обучающего семинара для молодых педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация педагог - наставник
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Колосок»
муниципального образования Абинский район
«Использование активные формы взаимодействия с родителями в группе раннего возраста как условия реализации ФГОС ДО»
Обучающий семинар для молодого педагога
Разработала :
Мальцева Юлия Григорьевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ детский сад № 29 «Колосок»
Аннотация
Публикация «Разработка обучающего семинара для молодых педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где субъектами образовательного процесса становятся сами родители. Выстраивание диалога ДОУ и семьи, на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, приводит в системе образования к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Использование современных форм сотрудничества с семьей, активное включение родителей в жизнь дошкольников способствует решению задач ФГОС ДО (п 1.6).
Обучающий семинар для молодого педагога содержит конспект (технологическую карту, методические разработки для организации работы с родителями воспитанников в группе раннего возраста. В семинаре представлены тест для молодого педагога «Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?», деловая игра “Вопросы-ответы” по теме: «Взаимодействие с семьей в период адаптации детей к условиям ДОУ», анкета для родителей, цель которой – адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка и рекомендации родителям по адаптации ребенка к условия ДОУ.
Технологическая карта НОД
Цель: сформировать у молодого педагога потребность использовать в своей работе активные формы взаимодействия с родителями.
Задачи:
• содействовать повышению профессиональной компетентности педагога;
• систематизировать теоретические знания об активных формах работы с родителями., проанализировать и определить значимость их использования;
• обменяться имеющим опытом работы по использовании активных форм взаимодействия с родителями в ДОУ.
Материалы: конспект обучающего семинара, деловая игра, тест для молодого педагога, конспект (сценарий) познавательного досуга по сенсорному развитию в группе раннего возраста с участием родителей.
Общая длительность: 30 минут.
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога - наставника Деятельность молодого педагога Время
1. Организационный момент, проблемная ситуация Тест для молодого педагога «Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями»
(Приложение № 1) Ответы на вопросы 3-5 мин
2. Постановка и принятие цели занятия Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый. Ставим цель: познакомить молодого педагога с активными формами взаимодействия с родителями в группе раннего возраста как условия реализации ФГОС. Подсчитывает результаты 1-2 мин
3. Основная часть
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД
Проблемная ситуация:
Как построить процесс взаимодействия с родителями?
Предлагает варианты 1мин
4. Открытие новых знаний, способа действий Знакомство с активными формами взаимодействия с родителями: родительское собрание, «Деловая игра» (познакомить со структурой) (Приложение № 3)
«Мастер- класс».
Знакомство с направлениями работы с родителями: информационно- аналитическое,
познавательное направление,
наглядно-информационное, досуговое.
Обращаю внимание на необходимость использования приемов оценки похвалы, благодарности. Совместное с наставником изучение нового материала
(Приложение № 2) 7-10 мин
5. Самостоятельное применение нового материала на практике Предлагаю разработать план конспект (сценарий) с
участием родителей с использованием активных форм взаимодействия по выбору. Выполнение практического задания 10 мин
6. Заключительная часть
Итог занятия. Систематизация знаний. Рефлексия. Рефлексия: ответы на вопросы
С какими активными формами взаимодействия с родителями познакомились?
Какие направления работы с родителями вы для себя отметили?
Что было трудным для вас?
Анализируем деятельность 1 мин
Приложение №1
«Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?»
Тест для молодого педагога
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что общение происходит на "разных языках"?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Приложение № 2
Формы взаимодействия с родителями в группе раннего возраста.
В жизни каждого человека семья занимает важное место. В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, а став взрослым строит свою семью в соответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как они относились к нему.
Однако зачастую родители перекладывают ответственность за воспитание детей на учреждения общественного воспитания. На методических мероприятиях ДОО 29 обсуждались вопросы формирования модели взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями). Такая модель предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями- условий воспитания в детском саду.
В соответствии с ФГОС ДО одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.
Для молодого педагога представлен тест на тему:
«Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?».
Для этого необходимо ответить на вопросы теста «да», «иногда», «нет».
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый (Приложение № 1).
Активные формы взаимодействия с родителями помогают образовательный процесс более продуктивным. Работа с родителями детей раннего возраста имеет свои особенности. Сложности могут встречаться уже в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи – очень тяжелый и болезненный процесс. Активные формы взаимодействия с родителями сглаживают острые моменты привыкания детей и родителей к новой социальной роли. На этапе адаптации можно в традиционное родительское собрание включить деловую игру “Вопросы-ответы”, темой которой будет: «Взаимодействие с семьей в период адаптации детей к условия ДОУ» (Приложение №3,а цель- помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении; вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.
«Мастер – класс» также включаем в традиционное собрание. Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно предлагаем тему нескольким родителям и поручаем каждому провести маленький фрагмент совместной деятельности, на котором они объяснят всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться, как привить хорошие манеры и т. д. Родители делятся практическими советами, показывают ролевую сценку, рассказывают секреты семейного воспитания. В конце подводим итог, и родителям предлагаем выбрать наиболее ценные советы, которые потом размещаю на информационном стенде.
Так, проведение мастер-класса для родителей «Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук ребёнка» позволил обосновать необходимость развития мелкой моторики рук. Практическое обучение родителей этим приёмам стимулируют кору головного мозга, оказывая воздействие на ту часть, которая отвечает за развитие речи ребенка.
Семья и детский сад, имея свои особенные функции, не могут заменить друг друга. В то же время видно, у родителей есть желание научиться активно взаимодействовать с собственными детьми, слышать друг друга, понимать, выражать свои чувства.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведется по четырем направлениям.
1. Информационно – аналитическое направление:
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных действий начинается работа с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируем особенности структуры родственных связей воспитанников, специфику семьи и семейного воспитания, вырабатываем тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 2. 2. Познавательное направление. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей проводится одновременно всеми специалистами ДОУ инструктора по физ. культуре, педагога – психолога, медицинской сестры и воспитателя по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. На основе этого направления разрабатываются рекомендации для родителей. (Приложение № 5)
3. Наглядно – информационное направление включает в себя оформление информационных материалов:
- родительских уголков,
- папок - передвижек различной тематики;
- семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем» и др. ;
- семейных вернисажей «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»;
- эмоционального уголока «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
Оформление родительских уголков является традиционной формой. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используются рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали? – отвечаем!», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание».
4. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, продуктивным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. (приложение № 6).
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Поэтому в рубрике «Благодарим» после каждого мероприятия помещаем благодарственные письма активным участникам.
Если наладить общение между семьей и педагогом детского сада, жизнь ребенка, будет наполнена впечатлениями, любовью и доверием к окружающему миру, а первый социальный опыт будет успешным в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, сформируется важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.