Ирина Владимировна Каверина
Разработка «Повышение экологической компетенции педагогов» в форме технологической карты
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Разработка на тему : «Повышение экологической компетенции педагогов»
Публикация «Разработка „Повышение экологической компетенции педагогов“ в форме технологической карты» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
в форме технологической карты семинара – практикума
по курсу
«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»
Каверина Ирина Владимировна
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад №18
Выксунский район
2014г
Актуальность:
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой нравственного развития личности дошкольников и формирования у них эмоциональной отзывчивости, этических норм и правил.
Вот почему, необходимо разрабатывать в ДОУ программу экологического проекта, целью которого является формирование первоначальной системы ценностных ориентаций у детей.
Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребёнку надо ощутить запах травы, пение птиц, увидеть красоту весеннего леса. Именно действенное общение ребенка с природой научит его жить в гармонии с окружающей действительностью.
Считаю, что педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у
дошкольников и понимания основ экологического сознания
Воспитатель является главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры. Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе. Следит за эколого – оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает им пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.
Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных. Воспитатель должен обладать сам этими качествами. Педагог должен помнить, что его отношение к природе является образцом, которому подражают дети.
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов : на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Технологическая карта семинара – практикума
«Повышение экологической компетенции педагогов»
Цели Действия (способы, методы реализации целей) Средства Время Результат
1. Формировать понимание актуальности экологического воспитания детей.
2. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные)
Целевое поле
1. Выставка детских рисунков на тему:
«Мир природа – глазами детей»
2. Индивидуаьная работа:
- проведение анкетирования воспитателей на тему “Что мы знаем об экологии”.
- постановка индивидуальных целей: «Что хочу узнать на семинаре? Чему научиться?»
Выставка
рисунков
Текст анкеты
15 мин
Интерес к проблеме экологического воспитания детей.
Желание овладеть
новыми знаниями, заняться
самообразованием,
чтобы освоить новые экологические понятия
3. Способствовать развитию умения педагогов работать в коллективе, включатся в обсуждение, высказывать свою точку зрения.
4. Развивать познавательный интерес у педагогов
5. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.
Поисковое поле
1. Разделение участников на команды с помощью картинок (растения и животные)
2. Организация игры
1-е задание:
«Разминка» - каждая команда отвечает на вопрос
2-е задание:
Назвать элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
3- задание:
Расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение)
4- задание:
«Загадки — иллюстрации»
5 – задание:
Решение педагогических ситуаций (по 1на команду)
6-задание:
Творческое задание.
7-задание:
Музыкальный конкурс.
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе
Разрезные
картинки (по количеству участников)
карточки с заданием
Репродукции картин известных художников, писавших пейзажи
Листочки с
ситуацией
Минусовки о
птицах, животных и т. д.
5 мин
5 мин
10 мин
10 мин
5 мин
5мин
10 мин
10 мин
Умение работать в группе, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения
Представление о роли воспитателя в приобщении детей к миру природы
Осознание своих сильных и слабых сторон в методике экологического воспитания.
Способность к творчеству.
6. Развивать умение критически оценивать свой опыт. Рефлексивное поле
1 Обсуждение результатов работы.
2. Запись индивидуальных результатов («Что нового для себя вы вынесли с семинара?»)
Вопросы, листочки
10 мин Осмысление значения усвоенного на семинаре для профессиональной деятельности.
Осознание перспектив собственного развития
Приложение.
Анкета для воспитателей
1. Подчеркните правильное определение экологии :
а) это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой,
б) это наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды,
в) это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг
с другом,
г) это наука о взаимоотношении живых организмов друг с другом.
2. Отметьте неправильное утверждение:
а) биосфера включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть
литосферы,
б) биосфера включает всю атмосферу, часть гидросферы и всю литосферу.
3. Подчеркните, что из нижеперечисленного является экосистемой:
а) тропический лес,
б) аквариум,
в) биосфера,
г) таежный лес,
д) луг.
4. Отметьте правильное утверждение:
а) биоценоз леса — это растения, животные, почва, воздух, вода,
б) биоценоз леса — это растения и животные.
5. Отметьте, какой из приведенных ниже вариантов работы с детьми на
прогулке можно назвать экологообразовательным (поставьте возле него
галочку, а какой — всего лишь ознакомлением с природой (поставьте возле
него +) :
а) перед нами дуб. У него могучая крона, красивые, необычные листья,
толстый ствол; в земле его держат корни. Плоды дуба называются желудями,
б) перед нами дуб. Для того чтобы он вырос, ему понадобились тепло, свет,
почва, воздух. На этом дереве обитает множество животных.
6. Подчеркните ошибочные выражения:
а) изучаем животных, птиц, насекомых, зверей, рептилий,
б) изучаем животных: птиц, насекомых, зверей, рептилий,
в) на зиму медведь впадает в спячку,
г) на зиму ежи ложатся спать в норки,
д) основная пища крота — корневища, клубни растений,
е) крот накапливает жир, так как обитает под землей,
ж) растения делятся на деревья, кустарники, травы, лианы,
з) насекомые — это жуки, стрекозы, пауки, бабочки,85
и) в тундре растут карликовые березки, живут песцы, лемминги, олени,
к) среди арктических льдов можно встретить белых медведей, тюленей,
пингвинов, моржей.
7. Перечислите основные компоненты системы экологического образования в
ДОУ:
___
Задание №1.
«Экологическая разминка»
Предлагаются вопросы, на которые нужно быстро ответить.
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
Наука о животных. (Зоология)
Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
Самец кукушки. (Кукух)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Самая высока трава? (Бамбук)
Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
Лесной петух. (Глухарь)
Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
Наука о растениях. (Ботаника)
Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Пингвин птица или животное? (Птица)
Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
4 задание.
«Загадки — иллюстрации»
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)
И. И. Шишкин «Рожь»;
И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. И. Левитан «Март»;
И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;
И. И. Шишкин «На севере диком»;
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;
А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;
И. И. Шишкин «Корабельная роща»;
И. И. Шишкин «Дубовая роща»;
А. А. Пластов «Первый снег».
5 задание.
Решение педагогических ситуаций.
I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка м
6 задание.
Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Увидел грача – весну встречай.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
7 задание.
Музыкальный конкурс.
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)
Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.
Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)
Анкета по результатам проведенного мероприятия семинара- практикума.
1. В чем вы видите эффективность данного мероприятия?___
2. Какие новые технологии использовал педагог, их педагогическая ценность?___
3. Чем интересным и эмоционально значимым насыщено данное мероприятие?___
4. Оцените уровень профессионального мастерства педагога___
5. Ваши пожелания и предложения по организации и проведению мероприятия___
Литература:
1. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя-эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края
2. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников//Дошкольная педагогика. –2007.– № 1.
3. Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание. –2011.– № 8.
4. Апполонова Н. И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!" : [проектная работа с дошкольниками]/ Н. И. Апполонова,Г. Ф. Балатанова//Ребенок в детском саду. –2009.– № 3.
5.«Методика экологического воспитания дошкольников», С. Н. Николаева, Москва, 2001.
6.«Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Л. И. Егоренков, Москва, 2001.
7.«Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста», С. Н. Теплюк, Москва, 2001.
8. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду».
9. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика», 1976