Татьяна Колпакова
Проект «Разноцветные потешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста
«Разноцветные потешки»
Художественно- творческая деятельность детей по фольклорным произведениям.
Руководитель проекта : педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование среднее-специальное, педагогический стаж 43 года.
Тип проекта : творческий, краткосрочный, подгрупповой
Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, родители.
Публикация «Проект „Разноцветные потешки“» размещена в разделах
Актуальность проекта :исследования отечественных и зарубежных специалистов И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, В. Г. Злотникова, Е. И. Игнатьева свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи; вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое нравственное влияние на детей. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Актуальность проблемы усиливается рядом противоречий: между теорией осмысления этнического богатства народных промыслов и снижением интереса к ним; между многофункциональностью русского народного фольклора и недостаточной методической разработанностью данного вопроса; между признанием роли народного творчества и отсутствием системы включения предметов народного творчества в практику дошкольного образования. Для преодоления этих противоречий представляется принципиально важным определить тенденции возрождения традиций русских народных промыслов, выявить объективные и субъективные факторы и причины, которые обусловили такую ситуацию, прогнозирование перспектив их развития.
Гипотеза :при ознакомлении детей с произведениями народного фольклора (потешки, песенки, сказки) основное внимание у ребенка обычно сконцентрировано на иллюстрациях. Дети сравнивают изображение персонажей одного и того же произведения,выполненного разными художниками, находят в оформлении илюстраций знакомые элементы растительных орнаментов. Следовательно, у детей развивается внимание и наблюдательность, желание изобразить этот образ различными способами, в том числе и нетрадиционными.
Цель:развить у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству через изобразительную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Познакомить детей с образцами народного фольклора и творчеством художников-иллюстраторов
• Формировать умения использовать растительные элементы по мотивам народных росписей приемами ТРИЗ
Развивающие:
• Развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, элемент, потешки, иллюстрации.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
Новизна проекта : В процессе проекта дети выделяют в илюстраиях элементы декоративныхросписи и используют их в своих творческих работах.
Сроки проекта :краткосрочный. С 1 по 30 октябрь 2014 г.
Итоговое мероприятие: досуг с родителями "Народная мастерская»
Ожидаемые результаты проекта :
• Умение выражать свое отношение к героям устного народного творчества в изобразительной деятельности.
• Умение рисовать нетрадиционными способами
• Умение детьми создовать узоры по мотивам народных росписей.
• Широкое включение выполненных детьми произведений в оформление и проведение праздников и досугов
Продукт проектной деятельности :
Рисунки;
Книжки-самоделки;
Дидактические игры;
Набор технических средств, для изобразительной деятельности нетрадиционными способами.
Содержание проекта по этапам
1этап организационно- подготовительный
Цель: организация и подготовка к работе по проекту
План:
1. Подбор произведений устного народного фольклора и художественного материала
2. Чтение и заучивание потешек и песенок
3. Беседы по русским народным сказкам "Вспомним сказки"
2этап Основной
Цель: формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами элементы орнамента к иллюстрации. Развивать творческое самовыражение.
Образовательная область Содержание
Социально-коммуникативное развитие знакомство с произведениями художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецова, Е. И. Рачева, Т. А. Мавриной, обмен мнениями «чей образ понравился»;
рассказ педагога о художниках;
выставка репродукций картин художников- иллюстраторов, обмен мнениями «какой художник понятнее отразил персонаж фольклорного произведения»;
беседа о различиях художественных особенностей в картинах разных; художников- иллюстраторов;
посещение выставок народного творчества с родителями по совету педагога.
Познавательное развитие Дидактические игры: "Узнай роспись", "Сундучок сказок", "Угадай потешку по рисунку";
игровые ситуации "Узнай кто я","Кто был на этой картинке", "Что перепутал петушок";
рассматривание изображение персонажей русского народного фольклора на открытках и скульптурах малых форм;
знакомство с декоративным искусством мастеров Нижегородского края в форме детских рассказов;
экскурсия в городской Центр ремесел и в Городецкий «Город мастеров».
Речевое развитие Чтение русских народных сказок о животных;
составление описательных рассказов о персонажах русского народного фольклора по репродукциям художников-иллюстраторов;
сочинение письма котику Васе;
конкурс чтецов патешек.
Художественно-эстетическое развитие слушание русских народных мелодий и музыкальных отрывков из опер по мотивам русских народных сказок, обмен мнениями «какой образ потешки ты представил»;
сочинение песенок по потешкам;
рассматривание репродукций картин художников по потешкам и русским народным сказкам обмен мнениями «по дополнительному оформлению».
рисование эскизов
использование приемов ТРИЗ в декоративном рисовании (печатки, трафареты, палочки, щетки)
Физическое развитие игровые упражнения "Котик обиделся", "Послушные кони", "Полетели лебеди";
артикуляционная гимнастика "Цокот копыт", "Язычок лакает молоко", "Лебедь шипит"
пальчиковая гимнастика "Кошка", "Птицы", "Наши пальчики- друзья"
подвижные игры "Перелет птиц", "Кошки-мышки", "Сделай фигуру"
3 этап Заключительный
Цель :подведение итогов
План
1. Оформление дидактических игр.
2. Работы совместного творчества детей и родителей. Выставка рисунков. Выставка книжек – самоделок.
3. Досуг с родителями "Народная мастерская".
Вывод
В ходе реализации проекта посредством общения детей с народным искусством произошлообогащение души ребенка, проявился интерес к русскому фольклору. Детистали использовать нетрадиционные приемы рисования в изображении растительных элементов узоров, ориентироваться в различных видах народных росписей Нижегородского края.
Искусство художников-иллюстраторов помогло раскрыть детям мир прекрасного, развить у них художественный вкус.
Познавая и создавая красоту, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть тех персонажей, которые им понравились.
В результате реализации у детей сформировалась созидательная активностьи эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.