Ирина Васильева
Консультация «Разговор о важном. Зачем говорить дошкольникам о Великой Победе»
▼ Скачать + Заказать документы
Разговоры о важном : «Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова.»
Сегодня взрослое поколение очень часто сталкивается с «проблемой четвертого поколения» : потомки, которые не застают в живых свидетелей той страшной войны, уже ничего не чувствуют. Можно почитать записи родителей на форумах, чтобы убедиться в этом: «Дети практически ничего не знают о войне»; «для них ВОВ как война 1812 года что-то далекое и двухмерное, как картинка в учебнике»; «они же за немцев в «танчики» играют». Этот факт стал реальностью нашего времени и зачастую приводит к обесцениванию патриотических понятий "Родина", "Отечество", "Страна", "Семья", Многие родители пытаются оградить своего ребёнка от истории нашей страны, от её испытаний болях, переживаний и потрясений в годы великих сражений. Но многие педагоги и психологи считают, что переживания боли, страха это часть нашей жизни. Важно не уходить от этих тем, а объяснять: да, это бывает. Говорить о войне дошкольнику трудно, но необходимо. Если мы хотим донести до ребенка, что значит война, нам нужно обращаться к тем переживаниям и смыслам, которые доступны ему, и в этом диалоге очень важно, чтобы взрослый не нарушил возрастных особенностей эмоционального восприятия детьми материала. Рассказывать, отвечать на вопросы можно уже начиная с трех-четырех лет. Даже если взять русские сказки, там герои постоянно с кем-то воюют. Вокруг нас много образов, так или иначе связанных с войной: памятники, военная техника, люди в форме. Рано или поздно вопросы возникают сами. Совсем недавно в нашем саду мы организовали музей ВОВ и я с детьми средней группы проводила в нём экскурсию. Детям этой группы по 4-5 лет. Они увидели пушку и спросили: «А зачем она нужна?» Это был тот момент, когда мне впервые пришлось заговорить о войне. И очень важно, как о войне рассказать, чтобы и не испугать, и донести такие важные уроки человечества. В музее мы ещё увидели множество экспонатов, там были ружья, гранаты, каски, форма, медали, аптечка военного доктора, макеты картины и многое другое. На многих макетах и иллюстрациях представлено сражение. Я сказала, что это и есть война. И объяснила так: «Жили-были на нашей земле папы, мамы, дети, бабушки и дедушки. И пришли плохие дяди, которые сказали: мы будем жить на вашей земле, а вы убирайтесь. Конечно, папы все встали и сказали: мы не уйдем отсюда, это наша земля, мы родились здесь и это наша Родина. И стали защищать своих мам, детей, бабушек и дедушек. Достали пушки и стали защищать. И конечно, им самим доставалось: их ранили. Вот у этого пуля попала в руку, у этого болит нога, а у этого перебинтована голова. Но он все равно встал и помогает товарищам. Им всем было очень больно, но они стояли до последнего и победили. И мы с вами живём под мирным небом благодаря их храбрости, смелости, отваге и огромной любви к своей Земле -Родине, а ведь Родина у каждого одна». Дети реагировали на мой рассказ по -разному, кто-то помогал мне находить нужные слова и я почувствовала, что с этими детьми дома родители беседуют о войне, кто-то стоял внимательно рассматривал экспонаты и слушал каждое моё слово. Важно было то, что в группе не было незаинтересованных детей, все они прониклись темой и сопереживали. Многие взрослые бояться говорить детям о войне, для многих эта тема тяжёлая и пугающая, им кажется, что нужно оградить ребёнка от избыточных переживаний, но если мы сами боимся о чем-то говорить, умалчиваем о чем-то это передается ребенку. Маленькие дети чувствуют наше отношение и ориентируются на него больше, чем на наши слова, не стоит избегать разговоров, если ребенок спрашивает, не стоит отмахиваться, говорить : «Подрастешь, узнаешь», если мы не отвечаем на его потребности в любознательности, мы ломаем его доверие, даем ему возможность узнать об этом от кого-то другого, и в этом случае уходим от ответственности за патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важно на каждом этапе взросления ребёнка давать ему информацию в том виде, в котором она понятна ему. Важно сохранить доверие ребенка, чтобы он мог обращаться к взрослому с любыми вопросами, чтобы оставался при этом любознательным. Быть педагогом – это не сверх труд и подвиг, а увлекательное путешествие с ребенком, в котором мы постоянно открываем что-то новое в себе и в жизни и вместе отвечаем на самые разные вопросы, в том числе и о войне.