Екатерина Селезнева
Расширение словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В современной мире проблема детей с ОВЗ, особенно тех, кто страдает от общего недоразвития речи, остаётся актуальной. Количество таких детей не уменьшается, а, наоборот, продолжает расти, что обусловлено как неблагоприятными экологическими условиями, так и социальными факторами.
Дети с ОНР часто демонстрируют стереотипный выбор слов и неразличимость высказываний. Замечается недостаток информации в их речевых конструкциях. В игровых ситуациях у детей с недоразвитием речи проявляется лексическая бедность, которая заключается в ограниченном словарном запасе и недостаточном знании глаголов. Эти особенности могут значительно затруднять их общение. Логопедическая работа по обогащению словаря включает уточнение значений слов, использование их в речи и знакомство с новыми словами.
Публикация «Расширение словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Таким образом, специфические ошибки у детей с ОНР возникают из-за ограниченности словарного запаса и трудностей с пониманием значений слов. Для успешной коррекционной работы необходимо вовлекать родителей и использовать единые лексические темы. Работа над лексикой включает расширение фонетического горизонта, активизацию словарного запаса и формирование различных предложений.
Для успешной коррекционной работы важно выбрать лексические темы и соответствующих картинный материал. Процесс, направленный на расширение словарного запаса, должен проводиться не только во время занятий с логопедом, но и в течение всего дня с вовлечением родителей. Воспитатели, специалисты и логопед могут выбрать одну лексическую тему и прорабатывать её на всех занятиях, таким образом, закрепляя приобретенные знания.
Коррекция лексики охватывает несколько направлений: расширение объема воспринимаемой речи, увеличение активного словарного запаса и овладение предложениями из двух-четырех слов. Основой для обогащения речи детей служит окружающий мир, который изучается в рамках тематического цикла. Это позволяет уточнять и накапливать конкретные понятия, формировать связь между словами и обозначать действия и признаки.
Обучение пониманию речи продолжается : дети учатся различать схожие по звучанию, но различающиеся по значению слова; обобщать слова по общим признакам. Работы со словом уделяется внимание уточнению, расширению и активизации уже имеющегося словарного запаса. Используются методы словоизменения и словообразования. Обогащение словаря также происходит с помощью антонимов и формируется работа с фразами. Элементарные формы устной речи развиваются через практическое употребление простых предложений. Достичь полноценной речи у ребенка с общим недоразвитием возможно лишь при системной коррекционно-развивающей работе.