полина лупачева
Рассказывание и чтение произведений различных жанров детям во второй младшей группе детсада
Рассказыванию народных сказок отводится 2—3 занятия в квартал, чтению — 1—2 занятия в месяц. Занятие по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы требуют от воспитателя тщательной подготовки к ним. Предварительное знакомство воспитателя со сказкой (рассказом) предполагает всесторонний ее анализ. Можно выделить два направления анализа:
Публикация «Рассказывание и чтение произведений различных жанров детям во второй младшей группе детсада» размещена в разделах
1) содержательно-методический. Воспитатель должен определить, что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы ребенок понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах;
2) языковой. Этот анализ предполагает получение из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых обогатит речь детей образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.
Работа воспитателя, обеспечивающая полноценное восприятие и запоминание ребенком художественного произведения, предполагает несколько этапов:
подготовка к занятию, начало занятия, чтение произведения (рассказывание сказки) и беседа по его содержанию, заключительная часть занятия. Остановимся на характеристике каждого этапа.
Подготовка к занятию.
На знакомство с любым произведением отводится одно занятие, на котором воспитатель должен помочь детям понять произведение, полюбить его, запомнить некоторые диалоги, отдельные фразы, сравнения.
Зачины, повторы, песенки целесообразно запомнить с детьми заранее. Тогда и сказка воспринимается ими более живо, как нечто уже знакомое. Предварительная работа способствует тому, что на занятиях ребенок эмоциональнее реагирует на события, описанные в произведении, активнее участвует в инсценировании и драматизации отрывков, старается не только подражать интонациям воспитателя, но и проявляет элементы творчества.
Начало занятия.
Использование разнообразных наглядных средств помогает сосредоточить внимание детей, быстрее включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками часто начинают с показа игрушек, предметов, картинок.
Показ игрушек и предметов помогает ребенку запомнить действующих лиц.
В тех случаях, когда показ игрушек или предметов перед чтением (рассказыванием) произведения нецелесообразен, детям сообщают, что сегодня им прочтут новую интересную сказку (рассказ). Называть жанр произведения обязательно.
Чтение (рассказывание) произведения и беседа по его содержанию. Народные сказки детям рассказывают, так как младшие дошкольники непосредственный рассказ воспринимают лучше, чем чтение.
Большинство произведшей, рекомендованных программой, имеет стихотворную форму. Поэтому целесообразно не просто читать, стихотворение, а инсценировать с помощью игрушек или картинок. Если детей знакомят с новым произведением путем инсценировки, то заканчивать занятие следует чтением без наглядного сопровождения.
После того, как воспитатель познакомит детей с произведением, проводится беседа по прочитанному. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы выяснить, как дети поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь; как содержание прочитанного связывается с личным опытом ребенка. Вопросов может быть 2—3, а иногда пять и более.
Рассказав сказку, прочитав стихотворение, воспитатель задает вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как называется сказка (рассказ, стихотворение, которую я вам рассказала?» Сам вопрос закономерен и должен иметь место на занятии. Но воспитателю нужно помнить, что ребенок не всегда может дать точный ответ. Естественными для этого возраста являются такие ответы: «Рассказали сказку про Колобка и еще про волка; про медведя и Машу» и т. п. Воспитателю следует одобрить данный ответ и тотчас же произнести название произведения.
Опыт свидетельствует, что в начале года, прежде чем задавать
детям вопрос, нужно напомнить им соответствующий отрывок из сказки (рассказа) посредством демонстрации предметов, игрушек, картинок, иллюстраций. С помощью наглядного материала отрывок может быть и инсценирован или драматизирован. Таким способом легче достигается решение основной задачи беседы: помочь детям глубже осознать и прочувствовать, повторить отрывки, наиболее яркие и значимые в информативном и языковом отношениях. Поскольку инсценирование или драматизация отрывка повторяется 2—3 раза, то вопросов должно быть не более одного-двух.
В конце второго, в третьем квартале чаще задаются вопросы без предварительного напоминания детям события, подсказывающего ответ. К сказке таких вопросов уже может быть 2—3, к произведениям в стихах — 1—2.
Заключительная часть занятия.
Приемлемы самые разные варианты: прослушивание концовки сказки в записи, инсценировка отрывков из произведения, подвижная игра, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке. Как правило, эмоциональный настрой занятия, наличие игрушек, драматизация способствуют тому, что дети продолжают играть в произведение после занятий. Поэтому воспитатель должен предусмотреть специальное время, необходимое для развития самостоятельной словесно-художественной деятельности, сам принять участие в игре; не следует также торопить детей заканчивать игру.
В течение года дети не раз возвращаются к произведению. На занятиях малышам напоминают отрывки из него, предлагают вспомнить название. Вне занятий организуются игры по мотивам произведения. Дети слушают знакомую сказку в записи. Наблюдения показали, что младшим дошкольникам сложно прослушивать в записи сказку целиком, поэтому лучше давать 1—2 отрывка.