Яна Губина
Конспект занятия «Рассказ Николая Носова «Живая шляпа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Живая шляпа»
Образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Тема занятия : Рассказ Николая Носова «Живая шляпа»
Возрастная группа : Старшая.
Темочки:
- Головные уборы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цель занятия : Ознакомление детей старшей группы с рассказом Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи занятия :
1) Продолжать формировать умение правильно воспринимать содержание рассказа, отвечать на вопросы, оценивать поступки героев.
2) Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
3) Воспитывать чувство юмора.
Дополнительные задачи: Найти нужную шляпу среди других шляп в дидактической игре «Где Васька?»
Словарная работа: Кочерга, комод, фыркать.
Индивидуальная работа: помочь Кате Л. дать характеристику героям. Помочь Косте М. ответить на вопросы.
Планируемый результат занятия : Дети старшей группы ознакомлены с рассказом Николая Носова «Живая шляпа», внимательно и заинтересованно слушали рассказ, правильно воспринимали содержание.
Подготовительная работа: Знакомство с биографией автора, рассматривание портрета. Чтение произведений Н. Носова «Затейники», «Огурцы», «Заплатка», «Ступеньки», рассматривание иллюстраций к произведениям.
Материалы и оборудование: ИКТ-оборудование (ноутбук, флешка, интерактивная доска, книга, коробка, бумажная шляпа, карта, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры).
Ход занятия:
Ребята садятся на стульчики рядом с воспитателем. Воспитатель говорит:
- Дети, посмотрите на меня
«Ваши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся».
- Ребята, посмотрите. Что лежит в углу? (в углу лежит шляпа из бумаги, которую беру в руки и приношу детям). Что это?
- Это шляпа. Интересно, откуда она тут появилась. Может, кто-то из вас ее принес? Нет? (рассматривание шляпы, из которой падает листок)
- Ой, посмотрите, из нее что-то выпало. Давайте глянем (на листе изображена карта с помеченным крестиком). Это же карта нашей группы. И тут даже крестик помечен.
Давайте узнаем, что же нам нужно найти? (Ходьба по группе в соответствии с картой, которая приводит детей в уголок с коробкой). На коробке нарисован красный крест.
- Посмотрите, ребята. Карта привела нас к коробке. Интерееесссно, что же там лежит? Давайте откроем (в коробке лежит книга).
- Да это же книга. Предлагаю сесть на стулья и посмотреть книгу поближе.
Слайд 4
- Это книга со сборником рассказов автора Николая Николаевича Носова (показ портрета автора). А ведь помните, мы уже знакомились с этим автором и читали некоторые произведения. Какие? А сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Николая Носова «Живая шляпа». Начинаю читать:
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
- Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
- А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
- Ну, пойди, посмотри.
- Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
- Постой, я тоже клюшку возьму.
- Да у нас другой клюшки нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
- Где же она? - спрашивает Вадик.
- Вон там, возле стола.
- Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.
- Сейчас я ее спугну, - сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
- Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
. а потом и сам котенок выскочил
- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
- Васька! - обрадовались ребята.
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Мне очень понравилось это произведение, оно очень интересное и смешное. А вам оно понравилось?
1. Можно ли назвать этот рассказ смешным? Почему?
2. Это сказка или рассказ?
3. Кто оказался под шляпой?
4. Почему мальчики сразу не догадались, что под шляпой кот?
5. Хорошо или плохо поступили мальчики, кидая в шляпу картошкой? Что случилось, когда один из мальчиков попал по шляпе?
6. Какой из моментов в рассказе вам больше всего понравился?
(зачитываю отрывок)
Ребята, а слышали ли вы слова, значение которых вы не знаете? Какие это были слова?
- Кочерга – это металлическая палка, изогнутая на конце. Она нужна для того, чтобы помешивать угли в печке, в огне. Комод – это мебель, в которой много полок. А фыркать – это выражать свое недовольство, громко выдыхать носом. Давайте с вами попробуем пофыркать, как Васька. Нахмурили брови, сжали губы и сделали громкий вдох носом, а затем выдох.
А теперь, ребята, давайте, проведем физкультурную минутку, вставайте возле своих стульчиков, приготовились, начали:
Дни недели.
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.
- А теперь я хочу с вами немного поиграть. Игра будет на экране и называется «Где Васька?». Посмотрите на экран. Вот Васька, и он спрятался вот под такой шляпой. Сейчас вам нужно ее запомнить, а затем найти эту же шляпу среди других. Внимательно посмотрите, какого она цвета, какой формы, какой у нее узор.
- Все запомнили? А теперь давайте попробуем найти Ваську (повтор игры 2-3 раза, Васька прячется под разными шляпами, всего их 6 штук).
Все молодцы. Отвечали на все вопросы. Мне очень понравилось с вами работать.
А сейчас я предлагаю пройти за столы, чтобы выполнить аппликацию «Шляпа».
- Ребята, на столах лежат готовые шаблоны шляп, вам нужно приклеить на них оранжевых котов. Мы их приклеим сверху на шляпу, как показано на образце. Перед вами лежат два квадратика (большой и маленький, из них вы вырезаете два круга, срезая уголки. Это будет голова и туловище кота. Вырезали, молодцы! Теперь приклеиваем туловище, а затем и голову на шляпу. Хорошо. Затем из маленького квадрата вырезаем ушки. У вас получится два треугольника, умницы. Приклеиваем их к голове. Из длинных прямоугольников делаем хвосты. Дорисовываем глаза, нос, усы коту фломастером. Вот такие аппликации у нас получились, кому вы их подарите?
-Сегодня мы с вами познакомились с рассказом. - Как он называется?
-Кто написал?
Да, рассказ называется «Живая шляпа» и написал его Николай Носов. В книжке еще много интересных рассказов, но с ними мы познакомимся позже, а пока я поставлю книгу в нашу книжную выставку. И рядом положу шляпу, благодаря которой мы и нашли эту книгу.
- Чему учит этот рассказ?
- Что больше всего понравилось, не понравилось?
- Какие возникли сложности?