Наталия Суслова
Эссе об опыте экологического воспитания «Не привыкайте к чудесам — дивитесь им, дивитесь!»
▼ Скачать +Заказ
(Газета «Школа» №12–13 июнь 2017 спецвыпуск)
Не привыкайте к чудесам.
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
Вадим Шефнер.
Публикация «Эссе об опыте экологического воспитания „Не привыкайте к чудесам — дивитесь им, дивитесь!“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Все мы – родом из детства… Я из такого детства, где понятие «Береги природу» не было лозунгом, призывом, а было частью жизни, частью самого существования. Иначе быть не могло: лес, река, поле были рядом, вокруг, внутри каждого, кто жил в деревне. Не было понятия и экология, просто с самого детства взрослые ненавязчиво учили детей понимать, уважать, и любить природу, удивляться самой малости, видеть необычное в обыденном, чтобы однажды услышанное стихотворение стало путеводителем по жизни.
В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова читаем: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Такое малышам в детском садике понять сложно. Поэтому необходимо научить наших ребятишек, пока они маленькие, воспринимать данную науку немного по-другому: видеть чудеса в окружающей природе, восхищаться ими, беречь каждую травинку, радоваться первой проталинке, переживать и сопереживать братьям нашим меньшим… Вот вам, наверное, и вся экология для малышей…
Летом наши ребята – выпускники подготовительной группы, ушли готовиться к школе. А в сентябре к нам, в старшую группу, пришли новички, которые из окон детского сада видели многоэтажные дома, да снующие туда-сюда автомобили. Первое, что стало нашей традицией – экскурсии по территории детского сада, как мы это назвали: «По дороге с облаками мы идем за чудесами». Ходили, смотрели, учились видеть красоту деревьев, воспринимать изменения, происходящие в природе. Собирали разноцветные листья, играли в разные игры: «С какого дерева листок», «1,2,3 – к (дереву) беги». На ходу дети сами придумывали «игры–малышки» : «Самый разноцветный листик», «Чей лист самый большой?», «У кого самый красный, желтый, зеленый лист?». Их можно еще долго перечислять. Затем все листья собрали в большой гербарий. Но он не остался таким «лежачим камнем». Чтобы ребенок почувствовал всю красоту осенних красок, ему важно пропустить все это через себя, пообщаться с этими предметами. В свободное время дети с удовольствием обводили на бумаге листья по контуру, раскрашивали их, вырезали и составляли из них букеты. Так родилась еще одна традиция – «Творческая мастерская», где дети и в дальнейшем самостоятельно занимались изготовлением поделок, рисовали. Или в специально организованном пространстве; например, разложенная цветная бумага, разнообразные иллюстрации, готовые поделки, что подводило детей к изготовлению работ на определенную тему; создавали свои маленькие чудеса. А во время совместного творчества делали аппликации из засушенных листьев: грибочки, рыбки, птички и т. д. Результатом такой деятельности получилась замечательная выставка «Осенняя сказка», где дети самостоятельно выбирали сюжет для своей аппликации и необходимые листья для работы.
Зимние наблюдения были еще более впечатляющими, дети, словно заново, открывали для себя окружающий мир. После морозов выглянуло солнце, и мы отправились на прогулку: изящные ветки берез были покрыты инеем, грациозные лапы елей будто усыпаны драгоценными кристалликами. Все это сверкало и переливалось на солнце. Реакция ребят была поразительной: «Мы – в сказке»… Вот именно ради таких моментов стоит детям рассказывать, показывать, объяснять, читать стихи и сказки; так они учатся воспринимать, природу. И тот, кто действительно увидит, почувствует ее красоту, вряд ли захочет ее разрушить: сломать ветку, кинуть камнем в птицу.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «. Сказка неотделима от красоты…благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
Так появилась еще одна традиция - «Вечерние посиделки» или, как мы говорим, «Сядем рядком, да поговорим ладком». Совсем неважно сидим мы в кругу или просто за столами, здесь главное – чтение, душевный разговор, когда смотрят в глаза собеседнику. Ребятам очень нравится – быть всем вместе: воспитатель, дети и даже младший воспитатель, если у того есть свободное время. И смотреть в глаза – не правило, а необходимость, которая нужна детям, как и доверительное общение. Воспитатель не просто читает произведение «от корки до корки», нормой считается, когда происходит, по ходу чтения, обсуждение какого-либо понравившегося эпизода. Или вдруг кто-то вспомнит: «А вот у меня в деревне», «А вот я видел»… Для ребенка те события кажутся необыкновенными, чудом. У каждого возникает желание поделиться с другими своим чудом. И пока все не выскажутся, не выговорятся, чтение не продолжается. Так формируется уважение к другим, а значит и к тому, о чем беседуем в данный момент, а это – все о природе.
Воспитателю необходимо много знать, ведь неизвестно куда от начального чуда, обнаруженного детьми, заведет беседа о нем.
Весна. Горячие лучи солнца растопили снег на крыше детского домика, ребятишки, играющие на площадке, собрались вокруг него. Первая капель… Кто-то впервые увидел ее, кто-то забыл, как называется это явление природы.
- Смотрите, крыша плачет…
- А чего ей плакать? На улице тепло то как, хорошо…
- Вот и плачет от радости, что зима закончилась.
- Нет, это ручейки…
- Ручейки на земле бывают.
- Это дождик…
- А почему здесь дождик есть, а там нет?.
Нужно вовремя придти на помощь и объяснить детям, что найденное ими чудо – это капель. Вместе вспомнили стихотворение Самуила Маршака «Круглый год. Апрель». Но почему-то именно в этом отрывке детей больше всего затронула тема про муравьев. И начались «вспоминалки» : какие они хорошенькие, дружные, смешные, и летом их видели в деревне, и их домик-муравейник тоже. Сразу поинтересовалась у ребят: «Кто-нибудь знает сказку про муравья с больными ножками?». И уже на «Вечерних посиделках» читаем сказку Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», обсуждая по ходу все, что заинтересовало малышей. А после чтения, зеленая полоска бумаги у детей превращается в гусеницу-землемера; рука ребенка, «бегущая по столу», - в паука-сенокосца; заколка - «крабик» из косички девочки - в самого муравьишку. И вся сказка повторяется уже самими детьми прямо в группе. А на следующий день на тех же посиделках смотрим замечательный мультфильм «Путешествие муравья».
И так по каждой цепочке дел. Например, прочитали отрывок из произведения Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», побеседовали, рассмотрели иллюстрации, посмотрели мультфильм с таким же названием, затем отрывок из другого мультика «Дед Мазай и другие». Итогом стала коллективная лепка «Весеннее приключение». И заключительный штрих в каждой такой цепочке – это игра детей. В данном случае с вылепленными фигурками: зайцы, в руках детей, падали в воду, прыгали на льдинах, скакали на бревнах. Но в этой игре не было страха, потому что дети знали, что дед Мазай спасет всех зайцев – «побегайцев». И еще они просто верят в чудо. Поэтому нам, взрослым, нужно самим не привыкать к чудесам и как можно дольше сохранить это чувство в душе ребенка.
В конце лишь могу сказать: «Повторенье – мать ученья». Будьте вместе с детьми: помогайте им видеть красоту окружающей природы и удивляться ей, чувствовать ее, сопереживать, пропуская через себя; читайте сказки и стихи, смотрите добрые и хорошие мультфильмы, творите своими руками, играйте и обыгрывайте свои поделки. Это и будет первая ступень большой науки экологии.