Марина Чекушкина
Театрализованная деятельность в системе нравственно-экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
в системе
нравственно-экологического воспитания.
Театрализованная деятельность включает в себя :
1. Этюды.
2. Импровизации.
3. Пьесы.
Для пьесы нужно: сценарий, наличие героев, атрибутика, зрители.
Публикация «Театрализованная деятельность в системе нравственно-экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для инсценировки можно использовать целую сказку или ее фрагмент, подходят сказки С. Маршака, Чуковского, фрагмент сказки «Козёл», «Теремок», «Три медведя», «Три поросёнка», русские народные сказки «Колобок», «Репка». Используя готовые «драматургические» произведения, следует строго отбирать их с позиции биоэтики. Если в пьесе есть «плохие» и «хорошие» животные, напомните детям, что природе нужны все.
Широко в старших и средних группах можно использовать импровизации. Используются этюды психогимнастики с образами животных и растений, для формирования эмпатии, через «положительно» и «отрицательно» заряженные словесные формы.
Например:
1. Этюд «Щенок».
Цель: Сформировать у детей чувство нежности, бережности. Учить детей выражать радость, восторг, робость.
- Я маленький щенок, тяв-тяв! (радостно)
- Ой! Что это такое непонятное? (испуг, робость, удивление)
- Ах! Это же старая галоша! А вот и мой маленький хозяин идет! (восторг, радость)
2. Этюд «Берёзка».
- Я белоствольная, кудрявая берёзка (радостно).
Маленькие птички свили гнездо на моей ветке. Как весело они щебечут! Ой! Кто это подпрыгнул и повис на мне? (испуг, удивление)
- Ах! Это мальчишка невоспитанный! Он же сломает ветку и напугает птичек. Помогите! Помогите! Помогите! (просьба, жалобно, испуганно)
Для работы с робкими и замкнутыми детьми можно использовать диалог «ребёнок и взрослый». Ребёнок не испытывает страха играя один на один со взрослым. Позже, когда замкнутый ребёнок немного станет посмелее, поактивнее его можно привлекать к диалогам с участием более развитого ребёнка, который доброжелательно относится к робкому. Эти диалоги проводятся вскоре после занятия по ознакомлению с окружающим, когда дети уже хорошо усвоили навыки рассказывания об объектах природы, а также получили много информации о животных соответствующей биоэтическим установкам. Перед диалогом, воспитатель, показывает с ребёнком образец составления диалога, затем дети вместе сочиняют диалог по его заданию.
Например:
- Здравствуй, зайка! А где твой домик?
- У меня нет домика, лишь ямка в снегу под кустом (лёжка).
- А, что ты любишь кушать?
- Летом травку, а зимой - кору да веточки!
- Бедный зайка! Вот тебе морковка, угощайся!
Наиболее интересной формой работы с детьми на занятиях по развитию речи является костюмированный монолог. Ребёнок сам моделирует текст на основе роли животного, дети угадывают. Монолог готовится вместе со взрослым. Монолог содержит интересные знания о среде обитания, повадка и т. д.
Он составляется по плану:
1. Расскажи, как ты выглядишь?
2. Где живёшь?
3. Что умеешь делать?
4. Почему нельзя тебя обижать?
Монолог можно использовать в качестве сюрпризных моментов на занятии по развитию речи или по ознакомлению окружающим.
Например:
Я ловкий и смелый охотник. Летом я устраиваю логово для всей семьи, а зимой бегаю в стае. Я не виноват, что природа сделала меня таким.
Для детей подготовительных групп можно использовать монолог с игрушкой - куклой БИ-БА-БО. Ребёнок предварительно должен познакомиться с игрушкой, рассмотреть её. Управление куклой из-за ширмы отвлекает ребёнка от рассказывания. Этот монолог можно давать наиболее активным, творческим детям. Сценический монолог можно использовать на обобщающих занятиях, на экологических праздниках и досугах.
Детям сообщается какая-либо педагогическая ситуация, связанная с этической проблемой. Можно использовать любую проблемную ситуацию. Ребятам предлагают решить эту проблему самим, они обдумывают эту ситуацию, как правильно поступить, а затем «положительный» герой (мудрый гном, «Знайка», «Фея», и т. д.) говорит свой монолог, потом дети комментируют его высказывания. (Как правильно вести себя в природе, по сказке «Два жадных медвежонка» и т. д.)
Всей группой можно обыграть мини-инсценировку.
Например: «Бедная кошка».
Эта инсценировка делит детей на 3 группы:
1) дети поют;
2) артисты без текста;
3) главная героиня.
«Бедная кошка поранила лапу, сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики нужно купить!
Смотрите! Столпился народ на дороге.
Шумит и кричит и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти на шариках плавно летит».
Маленькие инсценировки включают в себя небольшую группу участников от 3 до 5 человек.
Например: «Щенок» (средние группы).
Дети поют:
«Бедный маленький щенок
Как замёрз он, как продрог,
Низко тучи хмурятся,
Частый дождь на улице».
(ребёнок изображает промокшего, озябшего щенка).
Идёт девочка (весёлая музыка).
Девочка злая. Щенок подходит к ней, жалобно глядит на нее.
Девочка: «Я тебе не рада, мне тебя не надо! Уходи!»
(Топает ногами. Щенок опускает голову, идёт грустный дальше).
(Весёлая музыка). Бежит мальчик. Щенок пытается остановить его (бежит за ним, глядит на него, лает).
Мальчик останавливается. (Ласкает щенка).
«Я возьму тебя, щенок! Назову тебя Дружок. Будешь у меня ты жить. Будешь дом мой сторожить!»
Они вместе уходят под весёлую музыку.
Желательно сделать 1-2 выезда детей в театр в течении года с показом фотографий артистов и рассказом о самом театре, о его блоках: вестибюль, сцена, зал, буфет.
Обогатить словарь детей: зрители, артисты, партер, балкон, кулисы, декорации.
Очень хорошо использовать в изо деятельности впечатления от поездки или от просмотра кукольного спектакля.
Это создаст дополнительную питательную среду для занятий
театрализованной деятельностью, обогатит ребенка культурологически.
Обсуждая спектакль необходимо найти этическую задачу, особенно если это представление о животных («Теремок», «Три поросенка» и т. д.).
Эти беседы впоследствии должны найти дальнейшее отражение в других формах биоэтической работы с детьми.
Например, формирование доброжелательного отношения к неприятным и опасным животным.