Балановская Антонина
Программа ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ранней профориентации
Паспорт программы
Цель программы
Создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначении и содержании отдельных профессий.
Основные задачи программы
• формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
• формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
Публикация «Программа ранней профориентации» размещена в разделах
• формировать первичные представления о мотивах труда людей;
• формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
• учить сравнивать профессии;
• учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
• знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями;
• расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий
Ожидаемые результаты реализации программы
• ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
• называет профессии разных сфер;
• различает профессии по существенным признакам;
• называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
• выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
• объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
• объясняет роль труда в благополучии человека;
• имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
• моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
• участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
• эмоционально положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
• демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Пояснительная записка.
Актуальность
Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Многие педагоги рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.
Этапы и сроки реализации программы :
1 этап подготовительный: создание условий (сентябрь 2018 г. -декабрь 2018 г.)
• Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.
• Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
• Повышение собственной компетенции по теме.
• Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах профориентации детей.
2 этап основной: практическая деятельность (январь 2019г. – март 2020 г.)
• Работа с детьми (план-сетка реализации программы).
• Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях).
3 этап: заключительный (апрель 2020г. – май 2020г.)
(Анализ результатов реализации программы, подведение итогов)
• Создание презентации-отчета по реализации программы
• Развлечение «Путешествие в мир профессий».
• Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы.
• Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
• Трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
Ожидаемый результат:
Для воспитанников:
• ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
• называет профессии разных сфер;
• различает профессии по существенным признакам;
• называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
• выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
• объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
• объясняет роль труда в благополучии человека;
• имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
• моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
• участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
• положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
• демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Для родителей:
• Расширение знаний родителей о ранней профориентации детей дошкольного возраста;
• Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательного характера.
Критерии результативности программы :
• Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.
• Повышение у дошкольников уровня знаний о профессиях, орудиях труда.
• Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
Принципы реализации программы
• Принцип разностороннего развития личности
• Принцип цикличности и систематичности
• Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
• Принцип интеграции
• Принцип гуманизма
• Принцип информативности.
• Принцип взаимосвязи с семьей
Основные технологии:
• Развивающие технологии;
• Личностно-ориентированные технологии;
• Технология «ТРИЗ»;
• Игровые технологии;
• Информационно-коммуникационные технологии.
Механизмы реализации программы
• Сюжетно-ролевые игры
• игры, досуги и развлечения, викторины
• Беседы
• НОД;
• Наблюдения за трудом взрослых; Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Самостоятельная деятельность;
• Художественно-творческая деятельность;
• Игровая деятельность;
• Взаимодействие с семьями воспитанников.
• Взаимодействие со службами и ведомствами:
• МБОУ «СОШ №5» г. Георгиевска»
• Пожарная часть
• Магазин
• Аптека
• Библиотека
• Музей
ПЛАН – СЕТКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Работа с детьми строится на основе тематического планирования и интеграции содержания пяти образовательных областей с использованием разных форм организации детской деятельности.
ЯНВАРЬ
1. Беседа ««Знакомство детей со строительными профессиями» (расширять знания детей о различных профессиях людей, уточнять и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим понятием - строитель)
2. Чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
3. Игра «Кто чем занимается?»
4. Сюжетно – ролевая игра «Мы – строители» (формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей)
5. Конструирование «Дома нашего города»
14.01-18.01
«Профессии»
«Все профессии важны»
1. Беседа «Профессий много в мире есть» (Расширять представления детей о профессиях взрослых разных сфер, о значении их труда для общества)
2. С/р игра «Семья»
3. Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
4. Рисование на тему: «Кем я буду, когда вырасту?»
5. Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»
21.01-25.01
«Транспорт»
«Водитель»
1. Беседа «Труд водителя» (Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем)
2. Чтение Отрывка из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле”
3. С/р игра «Путешествие на автобусе»
ФЕВРАЛЬ
1. Беседа ««Психолог – наш помощник» (познакомить детей с профессией педагог-психолог, развивать чувство внимания и заботы к другим людям)
2. Д/и «Ласковое имя»
3. Акция «Подари добро»
04.02-15.02
«Мы живем в городе Георгиевске»
«Профессии нашего города»
1. Беседа «Труд взрослых в родном городе» (закрепить название родного города, достопримечательностей, название профессий родителей, формировать у детей чувство любви к своему городу)
2. С/р игра «Аптека»
3. Рисование «Моя будущая профессия» или «Кем я буду, когда вырасту».
18.02-21.02
«Защитники России»
«Военные профессии»
1. Беседа «Я непременно буду военным» (продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; формировать представления детей о Российской армии)
2. Чтение С. Сахарнова «Два радиста», стихотворения Ю. Любимцевой «Буду военным»
3. Д/и «Радист»
4. С/р игра «Военизированные игры»
25.02-01.03
«ПДД»
«Регулировщик»
1. Беседа «Знакомство с профессией регулировщика» (расширение представлений детей о работе ГИБДД)
2. Чтение Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы», Пишумов Я. «Посмотрите, постовой»
3. С\р игра «На дорогах города»
МАРТ
1. Чтение В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»;
2. Беседа «Профессии наших мам» (Формировать целостные представления дошкольников о профессиях)
3. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»
4. Д/и Игра «Кто что делает?», «Продолжи предложение»
5. Оформление альбома «Моя мама на работе»
11.03-15.03
«Весна»
«Метеоролог»
1. Беседа «У природы нет плохой погоды. Знакомство с профессией метеоролога» (дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции)
2. С/р игра «Прогноз погоды»
3. Д/и «Хорошо и плохо»
18.03-22.03
«Пожарная безопасность»
«Пожарный»
1. Беседа «Важная профессия - пожарный» (Расширить представления детей о труде пожарных)
2. Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»
3. Д/и «Выбери, что нужно пожарному для работы», «Что пригодится при пожаре»
4. Чтение Л. Толстого «Пожарные собаки»
5. Рассматривание иллюстраций: изображение тушения пожара, пожарные тренируются, ремонтируют технику, приводят в порядок обмундирование, пожарная машина, пожарный рукав, выдвижная лестница, одежда пожарного, противогаз.
25.03-29.03
«Книжкина неделя»
«Иллюстратор»
1. Беседа «Кто рисует в книгах?» (Познакомить детей с профессией художника – иллюстратора, с разнообразием книг; воспитывать любовь к детской книге бережное отношение к ней)
2. Рисование «Иллюстрация к любимой книге»
3. Конкурс «Книжка-малышка»
4. Рассматривание различных книг
5. Ремонт книг в книжном уголке
АПРЕЛЬ
1. Беседа «Моряки» (Познакомить детей с некоторыми морскими профессиями (Капитан, офицеры, морские инженеры, штурман, механик, боцман, кок, врач)
2. Чтение В. Сутеев «Кораблик», Т. Крюкова «Пароходик Плюх»
3. Аппликация «Кораблик»
4. Оригами «Кораблик»
5. С/р игра «Пароход» – «Рыболовецкое судно»
08.04-12.04
«Космос»
«Космонавт»
1. Беседа «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
2. Чтение рассказа Ю. Яковлева «Трое в космосе», рассказа В. Бороздина «Первый в космосе»
3. Аппликация «Ракета»
4. Конструирование «Спутник»
5. Оформление тематической выставки «День космонавтики»
6. С/р игра «Космические полеты» («Путешествие на ракете», «Готовимся в космонавты», «Медицинский осмотр космонавтов»)
15.04-19.04
«Тело человека»
«Врач»
1. Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач» (познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией)
2. С/р игра «Скорая помощь»
3. Чтение И. Туричина «Человек заболел»
4. Создание папки «Пословицы о профессиях»
22.04-26.04
«Неделя здоровья»
МАЙ
1. Беседа «Где работает мой папа» (Расширить представления детей о мужских профессиях; формировать умение адаптироваться к требованиям разных профессий; воспитывать уважение к труду)
2. Наблюдение за трудом рабочего в детском саду
3. Д/и «Кем я буду – не скажу, я вам лучше покажу»
4. Рисование «Мой папа»
06.05-10.05
«День Победы»
13.05- 17.05
«Насекомые»
«Почтальон»
1. Экскурсия на почту
2. Чтение С. Маршак «Почта» (обобщить представление о труде работников почты, закрепить знание домашнего адреса и правил составления письма)
3. С/р игра «Почта»
4. Рисование «Открытка маме»
20.05 – 24.05
«ОБЖ»
«Полицейский»
1. Беседа «Наша служба и опасна и трудна» (продолжать знакомить с трудом взрослых и их роли в общественной жизни через профессию полицейского)
2. Д/и «Если ты вдруг заблудился», «Запрещается, разрешается».
3. Аппликация «Составь фоторобот»
27.05-30.05
«Лето. Летние забавы»
«Кем быть?»
1. Беседа «Кем быть?» (продолжать знакомить детей с различными профессиями. Систематизировать и закреплять представления детей о людях разных профессий, их деловых и профессиональных качествах, о значении их труда для общества)
2. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?», Л. Куклин «Подумайте, что было бы…»
3. Д/игра «Если не будет…»
4. Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?»
5. Создание коллективной стенгазеты «Не так уж важно, кем нам быть, достаточно свой труд любить»
СЕНТЯБРЬ
1. Беседа «Кто работает в детском саду» (закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада, воспитывать интерес и уважение к их труду)
2. Чтение В. В. Маяковский «Кем быть?»
3. Д/и «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» (закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий).
4. Коллаж «Кто работает у нас в детском саду» (учить детей составлять портреты из готовых частей; учить самостоятельно, вырезать некоторые части из заготовок, аккуратно наклеивать)
5. Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»
6. Труд: «Поможем младшему воспитателю накрыть на стол»
09.09-13.09
«Сад. Фрукты»
«Садовник»
1. Рассматривание иллюстраций «Кто работает в саду» (учить детей описывать картину, формировать представление детей о профессии садовника)
2. Чтение Г. Сапгир «Садовник»
3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)
4. Аппликация «Инструменты для садовника»
5. Труд: сбор семян цветов.
16.09-20.09
«Огород. Овощи»
«Агроном»
1. Беседа «Кто такой агроном» (формировать представления о значении и содержании труда работников сельского хозяйства)
2. Рисование «Чудо – овощи и фрукты»
3. Д/и «Угадай профессию» (Научить понимать назначение и функции предметов профессиональной деятельности)
4. Чтение К. Ушинский «Два плуга»
23.09-27.09
«Осень. Осенний лес»
«Лесник»
1. Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта»
2. Просмотр презентации «Кто в лесу главный?»
3. Беседа «Знакомство с профессией Лесник» (Сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении)
4. Акция «Посади дерево»
ОКТЯБРЬ
1. Пригласить маму, работающую пекарем с целью знакомства детей с профессией пекарь
2. Чтение стихотворения С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»
3. С/р игра «Хлебный магазин» (закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий)
4. Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…»
5. Экспериментирование «Испечем хлеб» (формировать представление о технологии приготовления теста для хлеба экспериментальным путем)
07.10-11.10
«Домашние и дикие животные»
«Ветеринар»
1. Беседа «Ветеринар» (познакомить с новой профессией – ветеринар; вызвать эмоциональный отклик у детей, гордость за людей разных профессий)
2. C/р игра «Ветеринарная лечебница»
3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит».
4. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» (закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий).
5. Беседа о правилах безопасного поведения с домашними животными (Обучение правилам безопасного поведения)
14.10-18.10
«Животные стран мира»
21.10-25.10
«Птицы»
«Орнитолог»
1. Беседа «Кто такой Орнитолог» (Знакомство с профессией «орнитолог». Объяснить детям важность данной профессии для сохранения природы Земли)
2. Конструирование «Кормушка для птиц»
3. Д/и «Доскажи словечко» (продолжать формировать умение соотносить профессию с родом деятельности человека)
4. Чтение стихотворения «Птичкина столовая» А. Черпукова
НОЯБРЬ
1. Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живем»
2. Беседа «Какая профессия важнее всех» (закрепить знания детей о разнообразных профессиях : их названии и роде деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию)
3. Беседа «Знакомство с профессией журналист» (совершенствовать овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста)
4. С/р игра «Интервью» (учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью)
5. Д/и «Не ошибись» (закреплять знание предметов, относящихся к журналистике)
04.-11-08.11
«Моя семья»
«Профессии наших родителей»
1. Чтение Е. Пермяка «Мамина работа»
2. Беседа «Где работают мои родители» (Закрепить знание о труде людей, разных профессий, о важности всех профессий нашего города)
3. С/р игра «Семья» (обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету)
4. Отгадывание, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках
11.11-15.11
«Кухня. Посуда»
«Повар»
1. Экскурсия на пищеблок
2. Сюжетно – ролевая игра «Готовим обед» (учить отражать в игре трудовые действия людей, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители)
3. Д/и «Инструменты для людей разных профессий» (закрепить знания об инструментах и предметах, нужных людям разных профессий)
4. Беседа «Что нужно повару для работы» (закреплять представление воспитанников о профессии повара, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и продуктах, необходимых для работы)
18.11-22.11
«Одежда и обувь»
«Швея»
1. Беседа «Профессия – швея» (Продолжать знакомить детей с трудом взрослых;
расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии)
2. Аппликация: «Украсим платье»
3. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
4. Д/и «Подбери заплатку»
ДЕКАБРЬ
1. Беседа «Знакомство с профессией электрика» (дать первичные представления о труде электрика, его роли в обществе и в жизни каждого человека)
2. Д/и «Собери целое», «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Лото осторожностей»
3. Чтение стихотворения Ирины Гуриной «Про электричество»
4. Встреча с папой, работающим электриком.
02.12-06.12
«Мои любимые игрушки»
«Продавец»
1. Экскурсия в магазин
2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»
3. чтение стихотворения Н. Кнушевицкая «Продавец»
4. Д/и «Исправь Незнайкины ошибки»
5. Инсценировка стихотворения «Веселый магазин» Э. Э. Мошковской.
09.12-13.12
«Зима и зимние забавы»
«Библиотекарь»
1. Экскурсия в библиотеку
2. Игра «Кто самый внимательный?»
3. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
4. Викторина «Что я знаю о профессиях»
16.12-20.12
«В гостях у сказки»
«Учитель»
1. Беседа «Профессия учитель» (знакомить детей с профессией учителя; развивать познавательный интерес, интерес к школьному обучению)
2. Игра с мячом «Скажи по-другому»
3. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
4. Экскурсия в школу
23.12.-27.12
«Новый год»
«Театральные профессии»
1. Беседа «Знакомство с театральными профессиями» (Познакомить детей с искусством театра и театральными профессиями; предоставить возможность попробовать себя в роли: костюмера, гримера, Актера, почувствовать значимость каждой профессии)
2. Сюжетно - ролевая игра «Театр»
3. Изготовление альбомов «Профессии театра»
4. Рассматривание иллюстраций «Труд костюмера», «Профессия артист», «Антракт», «Кто такой – гример?»
5. Прослушивание русских народных сказок на диске.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М. : «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М. : Просвещение,1974. 192с.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10. с. 56–63.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008. 64с.
6. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh