Ганьжа Надежда Сергеевна
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
Публикация «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
В наши дни профессий стало очень много. Их уже много тысяч. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители, воспитатели, педагоги). Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных, в том числе и «на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.
Важно раскрыть потенциал детей в профориентации на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация). Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д.
В детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Важно создать условия для осознанного профессионального самоопределения воспитанников в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирования способности к социально- профессиональной адаптации в обществе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Труд развивает способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Поэтому мы с коллегами нашего ДОУ разработали проект «Ребёнок в мире профессий»
Создание данного проекта по профориентации обусловлено так же и тем, что, анализируя свой опыт работы предыдущих лет были выявлены следующие проблемы:
недостаточная профессиональная компетентность педагогов дошкольных учреждений станицы в вопросах профориентационной работы;
устаревшие, педагогически неэффективные подходы, преобладание «фрагментарного подхода»;
не использование в полном объеме ресурсов социального партнёрства. Поэтому дети:
– слабо ориентированы в мире профессий;
– тема профориентации часто не интересна для дошкольников в связи с недостаточной популяризацией работы в данном направлении;
– познавательные сведения воспитанников сводятся лишь к профессиям ближайшего окружения (воспитатель, продавец, доктор)
Методы, используемые в реализации данного проекта, адаптированы для использования их педагогами и соответствуют индивидуальным особенностям детей, их интересам. В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.
В ходе реализации проекта создали инновационный продукт – программу по ранней профориентации дошкольников – компонент вариативной части образовательной программы дошкольного образования, в которую вошли:
– сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста;
– сценарии мероприятий с родителями дошкольников;
– разработанные экскурсионные маршруты на предприятия города;
– систематизированная художественная литература;
– методическая, научно-популярная литература;
– систематизированный иллюстративный материал;
– подбор атрибутов для игровой познавательно-исследовательской, изобразительной и др. видов деятельности;
– видео экскурсии с предприятий нашего города;
– диагностика усвоения программы;
– тестирование удовлетворенности родителей.
Длительность проекта — 3 года.
Таким образом, реализация данного проекта еще раз подтверждает, что ранняя профориентация дошкольников — это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. И перед педагогами стоит задача воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2016. С-230
2. Андрей Домбровский. На путях к новой школе. № 2. 2003 г.
3. Гофман Е. Р. Формирование профессионального самоопределения у детей старшего дошкольного возраста посредством игры. Актуальные вопросы социализации и профессиональной ориентации детей и подростков материалы Интернет-конференции. 2017. С. 25–27.
4. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога. М. : Феникс, 2011. — 576 c.
5. Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Изд. : АРКТИ. 2013. С. — 96.
6. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 52 с.
7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях — М. : Сфера, 2005. — с. 28
8. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 368 с.
9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Изд. :Центр педагогического образования. 2014. С. 32.
10. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013. — с. 13