Ардеева Маргарита
Опыт работы «Ранняя профессиональная ориентация детей младшего возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ГБДОУ НАО «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»
Ардеева М. Г.
воспитатель
ГБДОУ НАО «Детский сад «Ромашка»
Слова из стихотворения В. В. Маяковского «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем мне заниматься?» как никогда являются актуальными в наше время. По окончанию школы подростки задаются вопросом: «Кем я буду?».
Публикация «Опыт работы „Ранняя профессиональная ориентация детей младшего возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2020
Труд человека - главная связь людей в обществе. Мы осознаем, что трудовому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется недостаточно внимания.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие.
Эксперт в области образования Н. Н. Захаров говорит о возможности профориентации детей дошкольного возраста и выделяет следующие задачи: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации, по его мнению, - формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Систематическую работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей мы осуществляем путем планирования деятельности в трех блоках: в непосредственно образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности и самостоятельной.
Для осуществления профориентации детей раннего и младшего возраста используем форму работы «приближение работы взрослых к детям» : экскурсии, наблюдения на объектах ДОУ, беседы о профессии людей из ближайшего окружения ребенка, т. е. сотрудников детского сада: повара, помощника воспитателя, медсестры, дворника, рабочего по обслуживанию здания, воспитателя. Экскурсии детей на кухню детского сада, в медицинский кабинет, в прачечную являются действенным средством в формировании представлений дошкольников 2-4 лет о мире труда и профессиях. По ее организации и проведению воспитатели соблюдают ряд условий: в содержании используются занимательный материал, стихи, загадки, что делает экскурсию более интересной, эмоционально насыщенной. Непосредственные встречи с людьми труда дают возможность детям задавать вопросы, вести диалог с собеседником.
Практика показывает, что дети 2-4 лет, с которыми мы работаем, с желанием идут на экскурсию в прачечную. В течение учебного года мы неоднократно посещаем данный объект. В процессе экскурсии дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий работников прачечной. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый производит их подчеркнуто, комментируя каждую операцию и проговаривая свои действия.
С каждым последующим посещением объекта (в нашем случае прачечной) в процессе наблюдений даем небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями. Дальнейшее закрепление о профессиях ближайшего окружения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей : рассматривание сюжетно-тематических картин, фоторепродукций, организации бесед и чтения художественной литературы. Беседы проходят в живой, непринуждённой форме. На занятиях рисования и аппликации закрепляются полученные знания через художественно-эстетическое восприятие: дети рисуют и воссоздают увиденную бытовую технику: стиральные машины, утюги, гладильные доски. При этом развивается творчество, формируется положительное нравственное отношение к труду.
Аналогичная работа проводится при ознакомлении с другими объектами труда в ДОУ. Воспитатель во время экскурсии рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители данных профессий.
Обращая внимание на чистые выглаженные полотенца, постельное белье, фартуки, на отремонтированную сантехнику, мебель, на площадки и дорожки, очищенные от снега, у детей воспитывается уважение к труду знакомых и близких им людей в ДОУ. Дети нашего учреждения знают по имени отчеству медработника, работника прачечной, знают д. Колю - рабочего по обслуживанию здания.
Закрепляются полученные знания на практике: в создании пространственной среды и пополнения игровых уголков группы атрибутикой, в организации сюжетно-ролевых игр, в проведении дидактических и настольно-печатных игр. Чаще сюжетно-ролевые игры носят импровизированный характер.
По мнению Е. А. Климова именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их роли в сюжетно-ролевых играх. Понимание элементарных представлений о профессии возможно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируется сюжет ситуации, модели поведения, возникает интерес и устремление ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели.
Ознакомление воспитанников с трудом взрослых кропотливая работа, усваивается детьми на протяжении долгих лет. Участниками профориентации являются воспитатели, сотрудники ДОУ, дети и их родители.
Овладение любой профессией станет намного проще, если каждый человек ещё в детстве будет получать соответствующие представления, навыки и умения.
Создание положительного отношения дошкольников к труду взрослых, повышение интереса к трудовым действиям, к профессиям взрослых обогащает социальный опыт детей.