Ирина Слюзкова
Ранняя помощь в условиях дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Ирина Анатольевна, я работаю учителем-дефектологом в Специализированном доме ребенка уже более 20 лет. Хочу поделиться с вами опытом интеграции ранней помощи детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР, оставшимися без попечения родителей. Опыт еще незначительный, но может кому-то пригодится.
Начну с того, что немного расскажу о ранней помощи.
Публикация «Ранняя помощь в условиях дома ребенка» размещена в разделах
Ранняя помощь оказывается детям в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям. Она показана разным группам детей. В первую очередь в ранней помощи нуждаются дети с выявленным отставанием или нарушением развития в одной или нескольких областях (двигательной, познавательной, речевой, эмоциональной, в самообслуживании). Отставание или нарушение может быть выявлено специалистом или самими родителями.
Также ранняя помощь требуется детям, у которых есть медицинский диагноз который, возможно, приведет к нарушению развития (ДЦП, нарушения зрения, слуха, неврологические заболевания, генетические синдромы); детям со статусом «инвалид», с трудностями в поведении и, наконец, любым детям, родители которых обеспокоены их развитием.
Целью является развитие навыков ребенка в повседневной жизни, т. е. в естественных жизненных ситуациях. Например, во время кормления, переодевания, купания и т. д. Если родители испытывают трудности с кормлением ребенка, то логопед должен учить его общаться во время еды, брать еду в рот, жевать и глотать, а физический терапевт – сидеть правильно и использовать руки для еды.
Вся реабилитационная работа идет вокруг активности самого ребенка, т. к. он еще самостоятельно не может тренироваться, все приобретенные навыки должны естественным образом включаться в повседневную жизнь. Одновременно помощь оказывается и семье. Ребенок усваивает новые навыки, а родители осваивают, как эти навыки закреплять. Конечно, ребенок с тяжелыми нарушениями не достигнет заметных результатов, но семья преодолеет стресс и научится создавать условия для развития своего ребенка.
На помощь детям и семье приходит дружная команда специалистов - это междисциплинарная команда, в состав которой входят: педагог (воспитатель, учитель-дефектолог, логопед, психолог, педиатр, специалист по двигательному развитию (массажист, которые отталкиваясь от потребностей семьи, проводят оценку, совместно составляют цели, помогают развивать новые навыки, необходимые для достижения цели и улучшения развития ребенка.
В нашем учреждении находятся дети, которые по той или иной причине остались без мамы, для них воспитатель – это «мама», т. е. значимый взрослый, который как раз и занимается развитием малыша. При поступлении ребенка в учреждение, после периода адаптации, междисциплинарная команда проводит оценку развития ребенка по шкале KID и RCDI, и определяет уровень его развития. Далее проходит междисциплинарное обсуждение, определяются трудности в развитии, и начинается совместная работа.
В своей работе, я, как меня когда то учили, привыкла к тому, что вся коррекционная работа проводится в кабинете, за столом, а ранняя помощь призывает уйти от кабинетной работы в рутины, в естественную жизненную ситуацию. Очень сложно было перестроится! НО самое главное понять, для чего это нужно? Ведь в первую очередь мы, специалисты должны помочь ребенку социализироваться и адаптироваться в жизни, содействовать развитию общения и речи, познавательной активности, развитию мобильности. И знаете, пошло! Наши воспитатели - значимые взрослые, мамочки для деток (спасибо им огромное) просто феи-волшебницы, которые помогают развивать новые навыки у ребенка и закрепляют их. Дети нашли отклик в новом подходе, стали развиваться лучше и быстрее. Нам пришлось освоить еще одно новое направление супервизия. Данный метод позволяет увидеть, понять, проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение с целью развития знаний, умений и навыков, а также совершенствования профессиональной деятельности.
Отдельно хотелось бы остановиться на разновозрастных группах. В нашем доме ребенка это очень не простой вопрос. Смысл в том, что бы максимально приблизить условия в учреждении к тому, как дома. Т. е. маленькие дети перенимают опыт от больших, а большие учатся заботиться о маленьких, но все это работает только при определенных условиях : в одной группе не могут находиться дети всех возрастов, от рождения до 4 лет, потому что тогда старший ребенок, извините за слово, будет «ненавидеть» младших, ведь на него никогда не будет хватать времени. Да, есть плюсы, дети, пришедшие с одной семьи, но в разное время, поступают в одну группу и живут в «семье», естественно поддерживается их родственная связь. Воспитателю приходиться разрешать возникающие сложные ситуации, стимулировать детей к общению. Если этим не заниматься, то теряется развивающий ресурс.
Подводя итоги работы ранней помощи за год можно сделать выводы, что ранняя помощь особенно необходима семьям, в которых есть дети с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития). Родители просто иногда не знают, что делать с ребенком, и тут специалист может подсказать, научить родителей правильному обращению с ребенком, тем самым повышая компетенции родителей.