Ольга Елатонцева
Раннее выявление детей с ТНР. Комплекс мероприятий, направленных на поддержку и развитие детской речи
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТНР. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОДДЕРЖКУ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Елатонцева Ольга Анатольевна.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Колосок» (Саратов)
Аннотация: В статье описывается алгоритм мероприятий, направленных на выявление речевых нарушений и создание развивающей речевой среды в детском учреждении и дома для детей младшего дошкольного возраста и их родителей.
Публикация «Раннее выявление детей с ТНР, Комплекс мероприятий, направленных на поддержку и развитие детской речи» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: раннее выявление, развивающая среда, дологопедический период (до попадания в логопедическую группу, поддержка семьи.
Работая учителем –логопедом в дошкольных учреждениях 16 лет, к сожалению, отмечаю увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Об этой проблеме говорить можно долго и много. Хотелось бы сегодня поговорить о необходимости раннего выявления детей с ТНР, так как мы сталкиваемся с ней каждый год при наборе детей в логопедические группы и при выпуске из них.
Цель моей логопедической работы в детском саду : выпустить детей в школу с чистой речью. Этот результат коррекционной деятельности оценивают специалисты городской ПМПК. На сегодняшний день, с уверенностью могу констатировать, что двух лет отведённых логопеду речевой группы на исправление речевых недостатков, бывает не достаточно. Поэтому и возникла необходимость раннего выявления детей с ТНР в младшем дошкольном возрасте и создание для них дополнительной развивающей речевой среды. Не будем путать с ранним вмешательством, где речь идет о системе целого ряда мероприятий, направленных на развитие детей от 0 до 3 лет.
Наука, занимающаяся детской речью – онтолингвистика возникла ещё в 20 годы прошлого столетия. Объектом онтолингвистики является речевая деятельность ребёнка, а предметом - процесс освоения детьми их родного языка. Важно отметить, что западные исследователи во многом опираются на достижениях российских учёных (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н Гвоздев). Работы А. Н. Гвоздева написанные на материале речи его сына и изданные в 50-60 годы. Классическая модель становления речи детей в норме по Гвоздеву, актуальна и на сегодняшний день
Начиная с 1г. 6 мес -22 -30 слов в активном словаре ( гласные : а, о, у, и, мягкие согласные: ль,ть. нь, дь,м, п, б,к, г.
К 2 годам словарь увеличивается до 300 слов : существительные- 63%, глаголы -23%, другие части речи -14%.;появляются твёрдые согласные
К 3 годам появляются грамматические формы- падежные окончания, времена глаголов, многословные фразы, чуть позднее союзы и местоимения
1 Доречевой этап (1 год жизни) - периоды гуления и лепета.
2. Этап первичного освоения языка (дограмматический) – 2 год жизни.
3. Этап усвоения грамматики (3 год жизни)
Мы, видим, что к трём годам в норме ребёнок может овладеть не только словарём но и умением грамматически оформить фразу.
В последнее время общество сталкиваемся совсем с другими показателями детской речи. По наблюдениям ведущих современных специалистов в области исследования детской речи, Л. Б Баряевой, Л. ВЛопатиной, Т. Б Филичевой, авторов многочисленных научных трудов, практических пособий и программ АООП для детей с ТНР), всё чаще встречаются дети заговорившие после трёх лет. В прошлом году на базе нашего учреждения была создана лаборатория. Целью которой является выявление и создание равных условий для получения образования и полноценного развития детей с проблемами, в том числе и речевыми. Лаборатория опиралась на два документа, ставших базовыми для развития инклюзивных практик в образовательном пространстве РФ. В письме Минобрнауки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –инвалидами» Постановление Правительства РФ от 12.09. 2008г №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Это положение внесло ясность в вопросы организации инклюзивной практики в детском саду.
На заседании ПМПК нашего детского сада, воспитатель младшей группы представила троих воспитанников, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы младшей группы.
Из трёх детей, один ребёнок (назовём его Петя) имел особые трудности,касающиеся речевого развития. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой. Трудности выражаются в наличии второго языка в семье и недостаточным владением русского языка мамы. Воздержусь от логопедических заключений, так как это не в моей компетенции. Эти полномочия имеет поликлинический логопед, и представители городской ПМПК.
На заседании ПМПК детского сада членами был принят пошаговый алгоритм действий учителя-логопеда в отношении Пети.
Взаимодействие с семьёй
1 шаг Рекомендация родителям о консультации невропатолога (психиатра, логопеда поликлиники, отоларинголога и т. д.
2 шаг. Консультация учителя – логопеда детского сада, носящая сугубо рекомендательный характер, для законных представителей (родителей) в рамках консультационного центра на базе МДОУ №31, с целью выяснения раннего речевого развития ребёнка и его речевого окружения.
3 шаг. Логопедическое обследование по инициативе родителей в их присутствии, с целью создания оптимальных путей и построения дальнейшего развивающего маршрута речевого развития.
4 шаг. Совместное с родителями логопедическое занятие-игра. Целью которого является обучение и научение родителей, как в домашних условиях построить игру-занятие.
5 шаг Просветительская деятельность учителя-логопеда. Совместный просмотр сайтов, учебных презентаций в интернете, альбомы по развитию речи, знакомство с логопедическими играми
6 шаг Совместно разработанный план игр и упражнений, при котором приоритетными направлениями будут являться :
1. Накопление словарного запаса.
2. Развитие сенсомоторных навыков.
3. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
4. Развитие слухового и зрительного внимания, развитие фонематического слуха.
5. Развитие грамматического строя речи.
7 шаг Повторная консультация, через 3-6 месяцев (по инициативе родителей). С целью определения динамики речевого развития.
Взаимодействие с воспитателями младшей группы.
В ходе наблюдений за ребёнком в игре, на занятиях, в общении со сверстниками, во всех режимных моментах, были предложены воспитателю практические рекомендации, которые нашли своё отражение в индивидуальном образовательном маршруте.
Были приобретены, изготовлены развивающие игры и пособия на развитие :
-Словарного запаса и грамматического строя речи;
-Сенсо-моторных навыков.
-артикуляционной и мелкой моторики.
-слухового и зрительного внимания.
-фонематического слуха.
В мае прошлого года по инициативе родителей, и в их присутствии было произведено повторное обследование на базе консультационного центра. Результаты обследования показали не значительную динамику речевого развития ребёнка. Рекомендовано прохождение городской ПМПК.
В этом учебном году,когда Петя достиг четырёхлетнего возраста и перешёл в среднюю общеобразовательную группу, членами ПМПК детского сада коллегиально было принято решение: о создании дополнительных условий для полноценного развития и комфортного пребывания ребёнка в группе и в детском саду. Продолжать поддержку в отношении семьи Пети. А именно активно приглашать маму на занятия, привлекать к участию в развлечениях и других мероприятиях проводимых в детском саду. Воспитателями средней группы был изготовлено инновационное, многофункциональное пособие -сенсорный стул, который осуществляет развитие сенсомоторных навыков. Воспитатели продолжают индивидуальный подход к Пете на всех занятиях и в течение всего дня.
Трудности, с которыми столкнулись при создании и осуществлении поставленных задач наша лаборатория.
1. Вопросы к правовым аспектам сопровождения детей с проблемами в развитии в дологопедическом (до попадания в речевую группу) периоде.
2. Частичное согласие со стороны родителей на рекомендации логопеда и отказ от прохождении городской ПМПК
3. Необъективность родителей в отношении принятие ребёнка таким какой он есть.
Таким образом, подводя итоги своего наблюдения, отмечу актуальность и необходимость дальнейшего исследования проблем раннего выявления речевых нарушений, создание благоприятных условий для профилактики и развития детской речи, а также поддержку семьи.
Список используемых источников:
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М 1979
2. Интернет сайт: Уч Маг uchmag.com
3. Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008.
4. Поваляева М. А. Основные направления диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста. Ростов н/ Д: издательство РГУ