Юлия Семянникова
Консультация для педагогов «Раннее речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Раннее речевое развитие дошкольников
2 слайд. Предпосылки развития речи
- Комплекс оживления. Это проявление двигательной активности и выражение эмоций ребенком на появление в сфере досягаемости и видимости значимого для него взрослого. Малыш реагирует на родителей примерно с третьей недели жизни.
Публикация «Консультация для педагогов „Раннее речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Потребность в общении. Потребность в общении со взрослым обнаруживается у младенцев в 2–2,5 месяца. К 4 месяцам общение приобретает избирательный характер. При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.
- Активное хватание. Это один из самых древних рефлексов человека, возникающий сразу после рождения. Его считают физиологичным в возрасте первых трех-четырех месяцев, после чего на базе такого рефлекса формируется навык произвольно захватывать предметы.
- Копирование мимики. Примерно в 3–4 месяца ребенок уже активно взаимодействует с окружающими людьми, которых он видит. Он воспринимает, «считывает» и пытается повторять выражение лица взрослых, их мимику. Чем больше ребенок общается при помощи мимики, тем активнее происходит его социализация и психическое развитие.
- Развитие предметных действий и накопление словарного запаса.
В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.
Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10 15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300 400 слов, к 3 годам — 1000 1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.
3 слайд. Причины позднего появления речи
- Общая болезненность - родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит, повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность
- Раннее появление электронных гаджетов - Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи (ОНР) в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами, продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними.
Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей.»
- Отсутствие чтения - Слуховое восприятие дает возможность понимать речь
- Ограниченное, неэмоциональное общение родителей с детьми - Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи.
- Воспитание ребенка по принципу принц (принцесса) - Взрослые допускают ошибку чаще всего неосознанно. «Принцессами, принцами» нередко становятся дети, появившиеся в семьях, где долго не было детей. Мамы и папы пытаются окружить своё чадо заботой и вниманием, которых оказывается слишком много. Ребенку становится «ненужной» речь, ведь все желания угадываются взрослыми.
4 слайд. Проявлениями задержки речевого развития могут стать следующие симптомы:
• неправильное протекание периода, предшествующего развитию оформленной речевой коммуникации (недостаточность произнесения гулящих звуков, лепета, однотипность звуков или полное их отсутствие);
• отсутствие реагирование на произношение звуков или речи в годовалом возрасте;
• в 1,5 года – недостаточность повторения звуков за другими людьми, малая активность при эхолалии, неуспешность подражания;
• неспособность у детей в 2 годика к повторению действий за другими людьми или выполнения простых заданий;
• неспособность произнесения цельных слов в 2-летнем возрасте;
• в 3 года – невозможность формирования ребенком простых фраз или предложений, соединения слов между собой (задержка экспрессивной речи);
• абсолютное отсутствие речи любого качества и объема в 3 года (за исключением повторения ранее запомненных фраз);
• использование в большей степени мимики и жестов в коммуникации для отражения реальности эмоционального состояния ребенка.
Проявление любого из симптомов может свидетельствовать о наличии заболевания. Задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленного вмешательства врачей.
5 слайд. Наиболее типичные ошибки в речи детей дошкольного возраста
Построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка. Например: вставаю, лизаю, жеваю
Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола. «Игорюшка, вставай, я тебя давно бужу». – «Нет, я еще поспу».
Употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на «а»). «Я попила чай», «Я пошла»
Дети встречают много трудностей, когда начинают изменять имена существительные по падежам. «Возьмем все стулы и сделаем поезд»
Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: «людиха» (женщина, «цыплиха» (курица, «лошадиха» (лошадь)
6 слайд. Рекомендации для родителей
Беседовать обо всем, что вокруг по принципу «что вижу – то пою». Отвечать на вопросы
Выражать свое мнение об увиденном и выслушивать мнение ребенка. Строить совместные планы на будущее, обсуждать недавние события и собственное настроение
Больше используйте открытые вопросы, предполагающие не механический отзыв типа «да – нет», а развернутый, за которым – осмысление вашего вопроса
7 слайд. Рекомендации для родителей
Используйте вопросы выбора: от «Тебе кашу с молоком или без?» до «Какой стишок прочтешь папе на день рождения и почему?»
Радуйтесь бесконечным «как?», «почему?», «зачем?». Значит, что ваше чадо исследует мир
Придумывайте вместе истории, новые версии известных истории («А если бы Золушка не успела убежать с бала до 12 часов, что было бы»)
Обсуждайте книжки («Мне так понравился Страшила, а тебе, телепередачи («Я не смотрел последнюю серию, расскажи мне», просите ребенка описывать события («Давай расскажем папе, что было в магазине»)
Ребенок когда играет, непрерывно разговаривает, так что игра хороший предлог для того, чтобы поговорить – обогатить игру
8 слайд. Общеразвивающие нейро – упражнения
Развитие мелкой моторики
Помогают расширить объем зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Глазодвигательные упражнения
Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
9 слайд. Общеразвивающие нейро – упражнения
Упражнения для развития артикуляции.
Большая часть моторной коры мозга учувствует в мышечных движениях полости рта – артикуляция ее активизирует.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
10 слайд. Общеразвивающие нейро – упражнения
Дыхательные упражнения
Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями
Растяжки
Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства
11 слайд. Примерные варианты использования нейро подходов на традиционных занятиях и упражнениях
Логоритмика (это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.)
Фитбол терапия - Упражнения с фитболами обладают огромным оздоровительным эффектом. Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (верховой ездой). О положительном влиянии на здоровье верховой езды писал ещё Гиппократ. Упражнения на мячах тренируют и вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, устойчивость и функцию равновесия, укрепляют мышцы, но главное, благодаря естественной выпуклости мяча, - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Для детей с речевыми расстройствами занятия на фитболах проводятся с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определённому темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Нейротренажеры (нейроигрушки) предназначены для стимуляции, работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, активизации навыков концентрации внимания, тренировки панорамного зрения, и активизации речи.
Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
Доска Бильгоу На первый взгляд вам может показаться, что эта доска призвана всего лишь для тренировки баланса. Но основной целью, конечно, является стимуляция мозжечка ребенка. Которая гарантированно способствует улучшению памяти, коммуникационных и умственных способностей, а также развитию логического мышления. Особенностью этого тренажера является то, что ребенок все занятия на нем воспринимает как развлечение. При этом, стоит отметить, что занятия на доске абсолютно безопасны.
Балансиры