Галина Степанова
Развитие речевой активности в познавательной и коммуникативной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работаем по ФГОС ДО.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает : это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения : одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Публикация «Развитие речевой активности в познавательной и коммуникативной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания мы разговариваем с детьми о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.
Например: дети одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши - зелёные, у Никиты - синие, у Маши - коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати - сапоги.»
Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даём указания к работе и обязательно следим за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, можно говорить о том, что они моют (лицо, руки, чем моют (водой, мылом, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, оранжевым и т. д.).
Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляет названия, демонстрирует форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.
С появлением активной речи задаёт вопросы детям по усвоенному материалу.
Чем младше дети, тем мы чаще сопровождаем словами свои действия. Мы сами должны называть предметы и действия, задать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.
Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями : будем одеваться, убирать игрушки и т. д.
Очень полезен такой приё м: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.
Игра как ведущий вид деятельности создает условия и для речевого развития воспитанников. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому мы вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.
В младшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. В старшем дошкольном возрасте развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
В своей работе мы использую игровые ситуации на прогулке, речевые упражнения, организовываем игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня. Речевые упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки, учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведений. Важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.
Дидактические и речевые игры мы используем на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т. д. помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями; помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый); способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения; являются образцами поведения детей;
выполняют социальную, воспитывающую функцию. В своей работе по развитию речи мы широко применяем словесные игры.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.
Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.
«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова
Ежедневно мы проводим пальчиковые игры с детьми. «Мы капусту рубим», «Вот мостик горбатый», «Киска ниточки мотала», «Две сороконожки», «В гости к пальчику большому», «Этот пальчик хочет спать», «Семья» и др.
Для укрепления мышц речевого аппарата выполняем артикуляционную гимнастику «Зарядка для язычка».
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение РППО среды.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Развивающая речевая среда включает :
уголок для театрализации;
оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
уголок для сенсорно-моторного развития;
книжный уголок.
В группе оформлен театрализованный уголок, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр способствуют развитию диалогической речи. При организации непосредственно образовательной деятельности используем наглядный материал, игры и игровые упражнения, побуждающие ребенка говорить. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Большое значение для развития речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры : «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
В среднем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Используем их для совершенствования фонематического слуха: произносим чистоговорку и просим детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи. Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности. Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.
Для закрепления правильного произношения используем чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, прилетела оса”. Используем чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”.
Важное место в развитии речи занимают беседы. Для повышения познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни природы, человека, связанных с темой занятий.
В свою работу с детьми по развитию речи мы включаем и сотрудничество с родителями воспитанников.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании контакта с семьёй. Этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми. Даем рекомендации по совершенствованию развития всех сторон речи детей.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
• Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
• Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
• Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.
• Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками».