Елена Творогова
Работа экологического кружка.
▼ Скачать + Заказать документы
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей,нету.
(Я. Аким)
Пояснительная запискаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Работа экологического кружка,» размещена в разделах
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Цель программы
Основная цель данной программы – воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи программыРасширить представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва) о жизни на земле, в земле, воде и воздухе.
Обобщить и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных.
Формировать представление о взаимосвязях живых организмов в разных экосистемах.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе
опытнической и исследовательской деятельности
Познакомить с видимыми явлениями Вселенной.
Принципы построения программыПрограмма построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Форма организации занятий Занятия проводятся один раз в неделю.
Продолжительность – 25-30 минут.
Количество детей не более 8-10.
Алгоритм занятия
1. Игра на развитие творческого воображения.
2. Беседа по теме.
3. Работа с наглядным дидактическим материалом.
4. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность.
5. Анализ занятия.
МЕСЯЦ ТЕМА ЦЕЛЬСентябрь1 НЕДЕЛЯ "Экология в картинках. " Обобщить представления детей о живой и неживой природе; познакомить с экологией как наукой, что она изучает; познакомить с планом работы кружка.
2 НЕДЕЛЯ «Что такое «Вселенная» Познакомить с видимыми явлениями Вселенной. Моделирование Солнечной Системы.
3 НЕДЕЛЯ Планета, на которой мы живём. Систематизировать представления детей о Земле как огромном шаре, окруженном слоем воздуха (небом). Работа с глобусом.
4 НЕДЕЛЯ Рисование по теме «Мироздание» Методом «гратаж»
ОКТЯБРЬ1 НЕДЕЛЯ Как увидеть и услышать воздух. Познакомить с понятием «воздух» опытно-экспериментальным путём. (Оборудование: воздушные шары, ёмкости с водой, стакан; свистки и свистульки, духовые инструменты, бумага.)
2
НЕДЕЛЯ Причины возникновения ветра. Роль ветра в жизни живых организмов и человека. Наблюдение в комнате. Опыты.
Оборудование: две свечи; тонкие полоски бумаги, батарея отопления.
3
НЕДЕЛЯ
Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные, птицы, насекомые. Распространение семян растений ветром. Особенности строения их семян.
4
НЕЛЕЛЯ Источники загрязнения воздуха. Исследовательская работа – «зеленые пылесосы» - на участках детского сада.
НОЯБРЬ1
НЕДЕЛЯ Знакомство с почвой. Песок, глина, их свойства и отличие. Беседа. Экспериментирование. Материал: ёмкости с песком и глиной, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки.
2
НЕДЕЛЯ
Какие бывают камни.
Познакомить со свойствами, классификацией камней. Работа с «ящиком ощущений». Экспериментирование.
3
НЕДЕЛЯ Живые камни. Знакомство с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними (ископаемыми) отпечатками растений и животных.
4
НЕДЕЛЯ Магниты. Познакомить детей со свойствами магнита и их использованием человеком. Экспериментирование. Материал: Большие и маленькие магниты, иголки, ёмкость с водой, кусочек пенопласта, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.
ДЕКАБРЬ1
НЕДЕЛЯ Вода вокруг нас. Систематизировать знания детей о значении воды в нашей жизни. В каком виде существует вода в окружающей среде Разнообразие состояний воды Рисование по теме.
2
НЕДЕЛЯ Свойства воды. Занятие в» лаборатории» - опыты.
Материал: стаканчики, ложечки, соломинки для коктейлей. Молоко или сок, кубики льда, термос с кипятком, сахар, песок.
3
НЕДЕЛЯ Круговорот воды в природе. Занятие в лаборатории. Опыты на закрепление представлений об этом явлении.
Материал: небольшие ёмкости с одинаковым количеством воды. Тарелочки разного размера, соль, марлевые салфетки, кусочки льда.
4
НЕДЕЛЯ Кто обитает в воде? Знакомство с представителями водных животных и растений, их приспособленностью к жизни в водной среде.
ЯНВАРЬ1
НЕДЕЛЯ Разнообразие видов растений в природе. Закрепление знаний о характерных признаках деревьев, кустарников, трав; частях растений корне, стволе, листьях и т. д. Работа с дидактическим материалом.
2
НЕДЕЛЯ Развитие растения. Посадка семян однолетнего растения (фасоль, горох). Завести календарь наблюдения за стадиями роста и развития.
3
НЕДЕЛЯ Виды комнатных растений в группе. Практическое занятие. Учить определять к какому виду относится растение по разным признакам (влаголюбивое, засухоустойчивое, теневыносливое или светолюбивое). Совершенствовать навыки ухода; учить предвидеть результат труда.
4
НЕДЕЛЯ Выращивание комнатных растений. Опытно-экспериментальная деятельность. Развивать знания о разных способах размножения комнатных растений (из листа, луковицы, черенка и др.) Ведение дневника наблюдений (стадии роста; влияние света, тепла, воды на жизнь растений)
ФЕВРАЛЬ1
НЕДЕЛЯ Животный мир. Развитие представлений о разнообразии животного мира. Модели эколого-систематических групп животных.
2
НЕДЕЛЯ Значение внешних особенностей в жизни животных. Питание и способы передвижения. Проследить на примерах. Работа с дидактическим материалом. Игры на развитие творческого воображения.
3
НЕДЕЛЯ Животный мир Амурской области.
Заповедники на её территории. Беседа с использованием наглядного материала (иллюстрации, фото и видеоматериалы).
4
НЕДЕЛЯ «Что мы знаем о птицах?» Викторина с использованием занимательного материала.
МАРТ
1
НЕДЕЛЯ
Кто рядом живёт? Учить детей в игровой форме прослеживать топические и другие связи в экосистеме «лес».
2
НЕДЕЛЯ Лес и человек. Значение леса в жизни человека. Причины и последствия исчезновения лесов на Земле. Охрана лесов.
3
НЕДЕЛЯ. Почему белый медведь не живёт в лесу? Познакомить с основным законом природы, что все растения и животные могут жить только в тех местах, где они приспособились. Чтение глав из книги В. Танасайчук «Экология в картинках». Работа с дидактическим материалом.
4
НЕДЕЛЯ «Невидимые нити» Продолжить изучение законов природы, познакомить со вторым её законом: «растения и животные не могут жить сами по себе, они живут в сообществе с другими растениями и животными». Работа с карточками и фланеллеграфом.
АПРЕЛЬ1
НЕДЕЛЯ Пруд, озеро, река – как экосистема. Установление взаимосвязей между обитателями водно-прибрежной зоны.
2
НЕДЕЛЯ Море - как экосистема. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Чтение по теме страниц из «Большой энциклопедии о животных».
3
НЕДЕЛЯ Луг – как экосистема. Посев рассады цветов. Беседа. Выкладывание пищевых пирамид и цепочек.
Практическая работа (развитие навыков, любознательности.)
4
НЕЛЕЛЯ «Красная книга» История её создания; страницы. Растения и животные, занесённые в «Красную книгу Амурской Области». Работа с наглядным материалом.
МАЙ1
НЕЛЕЛЯ Как человек использует природу. Беседа. Познакомить с выражением «экологическая катастрофа». Чтение по данной проблеме глав из книги В. Танасайчук «Экология в картинках».
2
НЕДЕЛЯ Экология борется. Рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе (охрана лесов, рек; создание заповедников и т. д.).
3
НЕДЕЛЯ Чтение сказок экологической тематики, придуманных детьми 5-6 лет. Составление совместно с ребятами и самостоятельно ими своих сказок. Развивать творчество, индивидуальность. Воспитывать экологическую культуру.
4
НЕДЕЛЯ Брэйн-ринг «Тайны природы» Развитие экологического мышления, закрепление и совершенствование полученных ранее знаний.
.