наиля арсланова
Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Арсланова Н. К., воспитатель
ГБДОУ СОШ №569 Невского р-на
Санкт-Петербурга
Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС : вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Состояние здоровья является одной из наиболее значимых ценностей, от которого зависит благополучие общества. Здоровье -это своего рода фундамент человеческой жизни. На нем формируются этнические, интеллектуальные и другие ценностно-нормативные стороны личности. Наиболее эффективным путем формирования понимания ценности жизни и здоровья детей в ДОО является направляемая и организуемая взрослыми совместная деятельность.
Публикация «Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья» размещена в разделах
ФГОС ДО " направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. " (см. п. 1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. " (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно — волевых качеств. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий : соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа, правильная организация прогулок, соблюдение сезонности одежды, облегченная одежда в детском саду, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, санитарное состояние помещения, выполнение и контроль выполнения гигиенических процедур, проведение прогулки, физкультурных занятий и досугов.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно — ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровье укрепляющее пространство в ДОУ.
Возраст 5 - 6 лет в педагогике называется старшим дошкольным возрастом.
В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Врачи-педиатры называют старший дошкольный возраст – «возрастом двигательной расточительности». Природа дала детям врождённое стремление к движению, снабдив очень ценным чувством – чувством «мышечной радости», которое они испытывают двигаясь. Второе название этого периода – период «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. средний рост ребёнка 5 лет – 106 – 107 см, масса тела 17 – 18 кг. Средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200 г, роста – 0,5 см. рост шестилетнего ребёнка в среднем составляет 116 см, масса тела 21,5 кг.
Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей.
Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Формами, восполняющими дефицит двигательной активности, являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года.
Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.
Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
При проведении занятий, применяются физкультминутки, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног.
Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами.
Технологии оздоровления детей дошкольного возраста :
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Динамические паузы.
4. Гимнастика для глаз.
5. Гимнастика пробуждения.
6. Самомассаж кистей и пальцев рук
7. Музыкотерапия
8. Пескотерапия
Технологии оздоровления детей с ОВЗ :
9. Биоэнергопластика
10. Психогимнастика
11. Игры на координацию речи с движением
12. Расслабляющие упражнения – коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей.
13. Хромотерапия
Результатом работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни.
Список литературы
1. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях составлены Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям и Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР - ст. н. с., канд. м. н. Юрко Г. П., мл. н. с. Ивановой О. Г.
2. Алексеева Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л. М. Алексеева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 208 с. ISBN : 5-2220-6438-7.
3. Веселова Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 5 2008.
4. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение 1983.
5. Ширяева И. Закаливание детей [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 6 2001.
6. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 12 2001.