Ирина Филимонова
Работа в подготовительной группе по формированию ОБЖ у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы :
«Работа в подготовительной группе по формированию ОБЖ у дошкольников».
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Публикация «Работа в подготовительной группе по формированию ОБЖ у дошкольников» размещена в разделах
Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
В программе «Радуга» образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме. Исходя из этого в работе используется программа Р. А. Должиковой, О. А. Ботниковой, С. Г. Скоковой «Азбука безопасности» ГАОУ ДПО ИРОСТ и методическое пособие по программе «Радуга» Гризик Т. И. «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет» в соответствии с ФГОСТ ДО. Формирование у детей навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме происходит через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа «Азбука безопасности» подразделена на тематические блоки:
• «Формирование навыков безопасного поведения в быту»;
• «Формирование навыков безопасного поведения в социуме»;
• «Формирование основ безопасного поведения в природе».
Главная цель работы : Формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, в обществе; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе, которая позволяет освоить правила безопасности в самостоятельной деятельности детей. В группе создан «Уголок безопасности», в оснащении которого подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности. Также имеются плакаты, альбомы, иллюстрации, схемы и прочее. Создала картотеку дидактических и подвижных игр по ОБЖ, вместе с детьми изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников широко используется художественная литература. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события, иллюстрируют возможные последствия нарушения правил поведения. Поэтому для чтения детям были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
В своей работе по формированию основ безопасности жизнедеятельности использую следующие формы работы :
Беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения в быту, на улицах, об источниках опасностей на темы: «Огонь – друг и враг», «Правила поведения в транспорте», «Если ты остался один дома», «Лекарства – это хорошо или плохо» и др.
Решаем и обыгрываем проблемные ситуации: «Мяч на проезжей части», «Велосипедная прогулка», «Что надо сделать, если возник пожар» и др., в совместном обсуждении ребята находили правильное решение.
Широко используются словесные, настольные, дидактические игры и упражнения: «Назови дорожный знак», «Можно-нельзя», «Опасно-безопасно», «Съедобное-несъедобное», «Чрезвычайные ситуации». Игры организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности с целью развития внимания, памяти, мышления, а также для закрепления полученных знаний.
Также дети любят играть в сюжетно-ролевые, подвижные игры и игры-эстафеты: «Поездка на автобусе», «Светофор», «Пешеходы и водители», «К своим знакам», «Раз, два, три – опасный предмет найди» и другие, в которых развиваются как физические качества, так и закрепляются знания по безопасности жизнедеятельности.
Игры-драматизации и настольные театры «Кошкин дом», «Приключения Колобка», «Происшествие в лесу» и др. развивают творческие способности детей, формируют опыт безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Дети разыгрывают сценки из жизни, усваивая при этом практические навыки.
Эффективной формой работы являются экскурсии и целевые прогулки, на которых дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры.
В совместной деятельности с детьми использую экспериментирование, которое помогает продемонстрировать ребенку приемы обращения с опасными предметами: «Что такое пар?», «Свеча в банке» и др.
Работа с раскрасками содействует прочному запоминанию норм и правил безопасного поведения.
Также в своей работе использую компьютерные презентации по теме безопасности, просмотр различных обучающих мультфильмов, таких как «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», «Фиксики» и др. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные и безопасные для них предметы, выделять полезные и интересные, осваивают способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Свою деятельность планирую в сотрудничестве с узкими специалистами. С музыкальным и физкультурным руководителем проводятся развлечения, спортивные соревнования, подвижные и музыкальные игры - это вызывает эмоциональный отклик у детей, стимулирует их познавательную активность и воспитывается стремление к здоровому образу жизни.
В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было меньше опасных ситуаций. Такие вопросы мы решаем на родительском собрании, посвящённом проблемам безопасности.
Для родителей проводим беседы, консультации о мерах безопасности в доме, о поведении в лесу, на дорогах, на природе; оформили папки- передвижки : «Безопасность ребенка», «Азбука для родителей: Учим ребенка правилам безопасности», «Правила пожарной безопасности» и др., подготовили памятки – рекомендации, буклеты по ОБЖ.
Совместно с родителями дети изготовили книжки-малышки по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, составили маршрутные листы «Моя безопасная дорога в детский сад»
Дети нашей группы участвовали в различных творческих конкурсах, посвящё нных безопасности: областном фотоконкурсе «Засветись! Будь заметнее!» и рисовали иллюстрации к сказке о фликерах.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе и во взаимосвязи с другими средствами.
Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса, являются приоритетными направлениями образовательного процесса.