татьяна погудина
Проект по формированию ОБЖ «Пожар — это опасно» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пожар – это опасно»
Возраст детей 5-7 лет.
Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ пожарной безопасности.
Публикация «Проект по формированию ОБЖ „Пожар — это опасно“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Актуальность проекта
Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.
Цель проекта : Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи проекта : - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Вид проекта : информационно - исследовательский.
Время реализации проекта : 5 недель
Участники проекта : дети 5 -7 лет, родители, воспитатели.
Участие родителей в реализации проекта : совместное создание с детьми макетов противопожарной безопасности для оформления предметно – пространственной среды.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Оформление папки – передвижки для родителей «Осторожно, пожар!»;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
Схема реализации проекта
Недели Тема Цель Содержание и формы работы
1 неделя «Осторожно, огонь!» Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.
Беседы «Если вдруг случился пожар», «Почему огонь полезен и опасен?»
Памятка для детей «Если в доме пожар»
Чтение сказки «Как в селе пожарную каланчу построили»
Чтение по рассказам Б. Житкова «Дым» и «Пожар»,
С. Я. Маршак «Пожар», К. И. Чуковского «Путаница», Составление рассказа по картинкам «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина»
Анкетирование для родителей. НОД «Огонь – наш друг».
Рисование «Пожар!»
Конструирование из строительного материала «Пожарный автомобиль»
Загадывание загадок по теме- «Что мы знаем про огонь»
Рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя!» Просмотр презентаций
«Огонь друг или враг», «Какой он, огонь».
Подвижные игры: «Огонь в очаге», «Огненный дракон».
Д/ и: «Да или нет», «Горит — не горит», «Если возникнет пожар», «Назови причины пожара», «Хорошо - плохо».
Игры – эстафеты:
«Тушение пожара», «Костер». Сюжетно – ролевая игра «Дом».
Пословицы и поговорки о пожаре и огне.
Проведение опытов, экспериментов «Опасная свеча» (знакомство со
свойствами огня)
Выставка детских рисунков
«Огонь добрый, огонь злой».
2 неделя «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой» Познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Прививать уважение к труду пожарных. Беседа о труде пожарных. Беседа «В жизни всегда ест место подвигу»
НОД «Школа юного пожарного»
Чтение «Как Тимоша царевну спас»
Экскурсия по детскому саду (знакомство с местом положения огнетушителей).
Чтение отрывка С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» Заучивание стих-я «Мы -пожарные»
Рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь»
Викторина «В нашем доме»
Лепка «Пожарные собаки»
Рисование «Пожарная спецтехника всегда придет на помощь»
Проведение опытов, экспериментов: «Почему во время пожара часто происходит взрыв», «Огонь дышит».
Сюжетно – ролевая игра «Мы – пожарные!»
Игры – эстафеты: «Тушим пожар», «Смелые пожарные»,
«Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара», «Пожарная тревога».
Подвижные игры «Мы - пожарные», «Хозяин озера», «Пожарные на учении», «Кто быстрее потушит пожар?»
Д/и «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарным?», «Чем тушат пожар?», «Выбор пожароопасных предметов», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы».
3 неделя «Детские шалости с огнём и их последствия» Сформировать представление детей о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовая плита и т. д. Познакомить с правилами пожарной безопасности. Беседа «Эти предметы таят опасность», «спички детям не игрушка», «Чтобы не было беды, лучше правила учи».
НОД «Пожарная безопасность»
Чтение «Сказка о спичке и добром огне», Д. Орлова «Как Сто бед хотел напугать волка»
Стихи О. Вациетис «Спички», «Новый год»
Ситуация «Что делать если…»
Спортивное развлечение «Пожарная дружина».
Тренировочная эвакуация.
Проведение опытов,
экспериментов: «Водой масло не затушишь», «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Загадки из спичечного коробка (Литературная викторина).
Игра-загадка «Если возник пожар»
Игры – эстафеты: «После пожара», «Разведчики».
Д/и «Пожароопасные предметы», «Причины пожара», «Раньше и теперь»
Подвижные игры: «Птички в беде», «Вода и огонь»
Рисование «Спички детям не игрушка»
Выставка рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны».
Анкетирование родителей
Папка – передвижка «Пожарная безопасность»
4 неделя «Знает каждый гражданин, этот номер - 01» Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить правильно сообщать о пожаре по телефону. Беседа «Знает каждый гражданин, этот номер 01»
Азбука пожарной безопасности (Правила поведения при пожаре) Экскурсия по селу (к сгоревшему дому).
Чтение С. Маршак «Кошкин дом»,
Г. Остер «Вредные советы»,
Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня»
Памятка для детей «При пожаре звони 01»
Проведение опытов, экспериментов «Чем можно потушить огонь?», «Пожары загрязняют воздух».
Аппликация «Пожарная машина».
Лепка «Огнетушитель».
Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»
Рисование
Сюжетно – ролевая игра: «Пожарные спешат на вызов»
Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону»
Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми:
- если в доме что-то загорелось,
- если в квартире много дыма,
- если звучит пожарная сирена.
Игры – эстафеты: «На пожар».
Подвижные игры: Игра с “огнетушителями” (кегли)
Д/и «Как избежать неприятностей», «Диалоги по телефону», «Четвертый лишний», «Назови правильно, четко, быстро»
Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Тест для проверки знания детьми правил пожарной безопасности
Консультации
5 неделя Блиц – турнир «Юные пожарные» Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности. Развлечение по правилам пожарной безопасности «Царь-огонь»
КВН по правилам пожарной безопасности «Знатоки безопасности»
Литературная викторина по прочитанным произведениям.
Театрализованная игра
- драматизация сказки «Кошкин дом»
Заключительный этап:
Диагностика ЗУН детей по пожарной безопасности
- Изготовление макета (родитель) «Пожарный щит»
- Презентация «Пожарная безопасность»
Ожидаемые результаты
• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
• Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Заключительный этап.
Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности.
Презентация проекта «Чтобы не было беды!».
Заключение
Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребё нка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.
Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними.
Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т. д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и др, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и опираться на передовой опыт.