Ксения Губаева
Система коррекционно — развивающей работы в МАДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги хочу познакомить вас с работой в логопедической группе МАДОУ детский сад №65. Данную группу посещают дети от 4 до 8 лет с ЗРР по заключению ПМПК. В данной группе педагоги работают по адоптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушениями речи.
Целью программы
Публикация «Система коррекционно — развивающей работы в МАДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Построение системы коррекционно-развивающей работы в МАДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка.
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения по реализации рабочей программы для обучающихся с ОНР являются:
- коррекция нарушений всех компонентов речевого развития;
- воспитание и развитие детей в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и потребностями.
Задачи программы:
- способствовать общему развитию дошкольников с ОНР, коррекции их психофизического развития, их подготовке к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
- Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ОНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, речевому, интеллектуальному развитию, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
При работе с детьми с задержкой речевого развития ежедневно и в режимные моменты входит артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, то есть помимо того что мы выполняем по плану, например моем руки перед завтраком проговариваем и играем пальчиками, собираемся на прогулку или на другое занятие можем выполнить упражнения языком или на произношение звуков.
Времена года, месяцы, дни недели так же каждый день на прогулке или утром проговариваем при помощи пальчиковых гимнастик.
Повторюсь НОД проходит в группе согласно перспективному планированию по всем образовательным областям.
Исходя из результатов мониторинга в мае 2022 года можно сказать, что в целом картина по всем образовательным областям не плохая, каждый ребенок достиг того что характерно ему по возрасту и для детей с задержкой речевого развития. И даже те дети которые не могут сказать или объяснить покажут на руках или с помощью предметов то что от них требуется. В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития, строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. С детьми проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с СанПиН, по «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи», реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием.
В логопедической группе воспитатели и логопед Сычева Е. А. работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.
Помимо воспитателей и логопеда в течении учебного года с детьми работает педагог –психолог Марыч. А. С. музыкальный руководитель Соколова В. В. ежедневно проводится групповые занятия и индивидуальные. каждых пол года проводим мониторинг и подводим итоги на внутренней комиссии ДОУ.
Если работа между специалистами, воспитателями и родителями проходит слажено благодаря этому мы можем увидеть результат в быстрые сроки.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
В итоге комплексной работы специалистов и воспитателей дети должны научиться:
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.