Коротаева Лидия Николаевна
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на то, что в последние десятилетия в нашем обществе проводятся различные мероприятия (экономические, социальные, экологические, количество детей с проблемами здоровья не снижается.
В связи с этим одним из актуальных направлений развития
системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования.
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
И очень важно, что в данном случае через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, дети находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно со взрослым творчески решать образовательные проблемы.
Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений (в последние годы ситуация меняется, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.
Инклюзивное образование строится на ряде принципов:
(которые отражают общечеловеческие отношения). В данном случае речь идет о взаимопонимании, взаимоподдержке…
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Выделяются также принципы ИО, которые затрагивают непосредственно педагогический процесс
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение
общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Включение в инклюзивную группу детей с различными
особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на
поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель детского сада может изменяться, включая новые
структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и
средства.
У каждого специалиста в рамках реализации инклюзивного образования определены основные направления деятельности, свои цели и задачи.
Что касается учителя-логопеда…
Логопед- коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением, профилактикой речевых нарушений. В инклюзивной практике наша задача - выявлять и корректировать нарушения речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ. Исходя из этого строится коррекционно-образовательный процесс.
Даже если ребёнок не имеет официального статуса – ребёнок с ОВЗ (по ряду причин, в садах большое количество детей с ТНР (ФФН, ОНР на фоне дизартрии, алалии, заикания)
Специфика логопедической работы с детьми с ОВЗ
Логопедическая работа с такими детьми имеет ряд особенностей.
В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут. Планируется работа над речевой системой в целом.
-Работа над речевой системой в целом;
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
-Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный);
При проведении коррекционной работы учитываются психические особенности ребёнка, его работоспособность, уровень сформированности всех компонентов речи.
-Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень нарушения моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.
Поэтому, для детей с ОВЗ требуется более
-Длительное закрепление направленных речевых навыков;
- Частый повтор упражнений с элементами новизны;
- Частая смена видов деятельности (чтобы избежать быстрой утомляемости);
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение);
- Умеренный темп работы;
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (разнообразие дидактического материала, эмоциональность).
Следовательно,
-тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
позволяют добиться положительных результатов в логопедической работе.
Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные педагогические технологии. (слайд 8)Далее несколько слов по данным технологиям.
Способы реализации диалогового обучения способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Технология опережающего обучения предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Технология игрового обучения основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопедического кабинета возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.
Для детей, а особенно с ОВЗ, необходимо включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий : различного вида гимнастики, дыхательные упражнения, СУ-ДЖОК терапия, песочная терапия, массажи. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», пружинные и шариковые массажеры, Су – Джоки.
Как уже было сказано выше, коррекционно-образовательный процесс должен проходить в тесной связи с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Формы работы взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса могут быть самые разные: консультации, семинары-практикумы, взаимопосещения уроков, совместные беседы по подведению итогов коррекционной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Дополнительные возможности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями даёт Лекатека.
Материальная база Лекотеки включает:
• специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
• оборудование для развития общей подвижности;
• игрушки для развития ручных навыков;
• игрушки для развития тактильного восприятия;
• игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
• игрушки для развития слухового восприятия;
• игрушки для развития мышления;
• игрушки для развития речи и языка и др.
Наличие Лекотеки позволяет организовать дополнительные занятия с воспитанниками. Которые имеют различные нарушения в развитии. Или в силу слабого здоровья, частых простудных и иных заболеваний очень часто не посещают детский сад.