МААМ-картинки

Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения

Татьяна Абузярова
Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

Работа учителя-логопеда

по коррекции звукопроизношения

Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.

Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Публикация «Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются :

1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.

2. Дидактические методы:

— наглядные;

— словесные методы с опорой на наглядность;

— словесные методы без опоры на наглядность;

— практические методы, которые должны носить игровой характер.

В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками», произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам», произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие:

— словесный образец;

— одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;

— повторение;

— объяснение;

— указание;

— словесные упражнения;

— вопрос как стимул речевой активности ребенка;

— оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей, слов-перевертышей, намеренных ошибокв игре «Исправь взрослого», в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется

- развитию артикуляционной моторики,

- речеслухового внимания, формированию речевого дыхания,

- коррекции голоса, развитию познавательных процессов

Тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Конспект логопедического занятия на автоматизацию [Л]

Цель: автоматизация [л] в предложениях и фразах

Задачи:

Коррекционно-образовательные : уточнить правильную артикуляцию звука Л. Тренировать в самостоятельном составлении фразы, синтезе предложения и составлении его схемы, в изменении существительных по падежам. Познакомить с предлогом «около», тренировать в его употреблении. Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные».

Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционные движения, необходимые для автоматизаций звука Л, длительность и силу выдоха, направленность воздушной струи, силу голоса, его высоту, четкость речи.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать интерес к звуковой культуре речи.

Оборудование: логопедические зеркала на каждого ребенка, звуковые дорожки, иллюстративный материал «В зоопарке» и фишки к нему, презентация, предметные картинки.

Используемые современные образовательные технологии: биоэнергопластика (содружественное движение органов артикуляции и руки, информационно-коммуникационные технологии (работа с презентацией, развивающее обучение (создание проблемных ситуаций)

Ход занятия.

- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем вы зайдете, я попрошу вас придумать и назвать по одному слову со звуком Л.

Дети называют слова, которые придумали.

- Замечательно! А теперь садитесь за стол и поставьте удобно каждый перед собой зеркало. Сегодня мы продолжаем работать над правильным произношением звука Л.

Организовать на работу. Познакомить с целью занятия.

Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения

- Разомнем наш язычок зарядкой. Вы уже помните все наши упражнения, поэтому давайте вы сами сегодня проведете зарядку.

Дети по очереди достают нужные карточки-картинки, называют упражнение и выполняют его все вместе.

1. Заборчик

2. Лопаточка

3. Иголочка

4. Чередование под счет упражнений Лопаточка и Иголочка.

Упражнение выполняется с содружественным движением кисти руки. «Лопаточка» - кисть руки расслаблена лежит ладошкой вверх, «Иголочка» - кисть руки сжимается в колачок, выставлен только указательный палец.

5. Почистим зубки

6. Маляр

Упражнение выполняется с содружественным движением кистей рук. Показываем ладошками движение вперед и назад совместно с языком.

7. Индюк

8. Упражнение на дыхание с вертушками

9. Голосовое упражнение «Пароход гудит далеко/близко, большой/маленький».

Упражнение выполняется с движением пальца по звуковой дорожке.

- Давайте вспомним, ребята, а где же находится наш язычок, когда мы произносим звук Л?

Поднимается и упирается над верхними зубками.

Дети произносят отрывисто звук Л, совместно с движением руки (удар кулачком одной руки по ладошке другой) :

- Язычок наш, не ленись,

И повыше поднимись

Развивать артикуляционные движения, необходимые для постановки и автоматизации звука Л.

Развивать длительность и силу выдоха, направленность воздушной струи.

Развивать силу голоса, его высоту.

Уточнить правильную артикуляцию звука Л

Автоматизация звука

- Ребята, поставьте зеркала в сторону. Вспомним несколько чистоговорок, которые мы с вами знаем. Кто помнит чистоговорку и расскажет ее ребятам?

Дети вспоминают чистоговорки. Педагог может предложить свои:

Ла-ла-ла – Мила маме помогла.

Ло-ло-ло – вот у белочки дупло.

Лу-лу-лу – кукла на полу.

Лы-лы-лы – Мила вымыла полы.

И др.

- А теперь ребята, мы составим предложение по схеме. Посмотрите на рисунок (на доске). Брат и сестра пришли в зоопарк. Мальчика зовут Платон, а его сестру Влада. Посмотрите, как много животных увидели они в зоопарке!

- Давайте составим предложение сначала про Владу, а потом про Платона. Придумайте, пожалуйста, предложение.

Дети предлагают свои варианты. Останавливаемся на «Влада видела в зоопарке …».

Если есть дети с отсутствующим или искаженным звуком Р, можно взять вариант «Влада видела…»

- Давайте посчитаем, сколько слов в предложении и составим его схему.

Дети составляют схему предложения и по очереди составляют предложения с именем Влада и Платон, закрывая названные картинки фишками.

- Посмотрите на экран (презентация) : это мальчик Михаил. У него в комнате ужасный беспорядок. Давайте поможем Михаилу навести порядок и поставить все на полку. Придумайте предложение к нашей картинке.

«Михаил поставил на полку…»

Дети по очереди называют предложения и нажимают на предмет. Предмет становится на полку на свое место.

- Посмотрите, Ребята, кто пришел к нам для следующего задания?

Лунтик!

- Лунтик принес нам новое слово-помощник. Это слово «ОКОЛО». Ребята, а ОКОЛО это где?

Дети объясняют, как они понимают слово ОКОЛО.

- Давайте сейчас каждый, по очереди, расскажет, около кого он сидит.

Дети по очереди рассказывают: «Я сижу около … и около …»

- А теперь поменяемся местами и скажем еще раз.

- А теперь я буду вешать разные картинки около Лунтика, а вы по очереди называть около чего он сидел.

Дети по очереди произносят фразу: «Лунтик сидел около… (стула, стола, волка, ландыша, лопаты, куклы)»

Развивать четкость речи, ее чистоту.

Автоматизировать звук Л.

Создать проблемную ситуацию: дети придумывают все предложения самостоятельно под руководством педагога.

Развивать речевой синтез: тренировать в синтезе предложений. Тренировать в составлении предложений по схеме.

Автоматизировать звук Л во фразе и предложениях.

Работать над лексико-грамматической стороной речи: тренировать в образовании существительных В. п.

Познакомить с предлогом «около», тренировать в употреблении этого предлога и образовании существительных Р. п.

Подведение итога занятия

- Итак, фразы с каким звуком вы сегодня научились произносить красиво?

- Какое задание показалось вам самым трудным?

- Какое задание показалось вам самым интересным?

Рефлексия, подведение итогов

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 8 июня 2021 в 09:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Абузярова (УИ 219461) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД