Татьяна Абузярова
Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Работа учителя-логопеда
по коррекции звукопроизношения
Основной принцип работы по формированию произносительных навыков у детей, используемый логопедом, — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи.
Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
Публикация «Работа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Третий принцип — рациональный подбор материала, используемого на коррекционных занятиях. Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Основными методами коррекционной работы логопеда являются :
1. Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы.
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребенок не может сам обнажить верхние зубы, логопед приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребенка. Таким образом создается новое ощущение — приподнимание верхней губы.
Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребенку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш] ребенка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удерживать ладонь руки в форме чашечки.
2. Дидактические методы:
— наглядные;
— словесные методы с опорой на наглядность;
— словесные методы без опоры на наглядность;
— практические методы, которые должны носить игровой характер.
В коррекционной работе следует соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях. Это могут быть игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах. Многообразие материала будет способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.
В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками», произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам», произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие:
— словесный образец;
— одновременное произнесение звука ребенком и логопедом;
— повторение;
— объяснение;
— указание;
— словесные упражнения;
— вопрос как стимул речевой активности ребенка;
— оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей, слов-перевертышей, намеренных ошибокв игре «Исправь взрослого», в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные педагогом или персонажем, присутствующим на занятии, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется
- развитию артикуляционной моторики,
- речеслухового внимания, формированию речевого дыхания,
- коррекции голоса, развитию познавательных процессов
Тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.
Конспект логопедического занятия на автоматизацию [Л]
Цель: автоматизация [л] в предложениях и фразах
Задачи:
Коррекционно-образовательные : уточнить правильную артикуляцию звука Л. Тренировать в самостоятельном составлении фразы, синтезе предложения и составлении его схемы, в изменении существительных по падежам. Познакомить с предлогом «около», тренировать в его употреблении. Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционные движения, необходимые для автоматизаций звука Л, длительность и силу выдоха, направленность воздушной струи, силу голоса, его высоту, четкость речи.
Коррекционно-воспитательные : воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
Оборудование: логопедические зеркала на каждого ребенка, звуковые дорожки, иллюстративный материал «В зоопарке» и фишки к нему, презентация, предметные картинки.
Используемые современные образовательные технологии: биоэнергопластика (содружественное движение органов артикуляции и руки, информационно-коммуникационные технологии (работа с презентацией, развивающее обучение (создание проблемных ситуаций)
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Прежде, чем вы зайдете, я попрошу вас придумать и назвать по одному слову со звуком Л.
Дети называют слова, которые придумали.
- Замечательно! А теперь садитесь за стол и поставьте удобно каждый перед собой зеркало. Сегодня мы продолжаем работать над правильным произношением звука Л.
Организовать на работу. Познакомить с целью занятия.
Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения
- Разомнем наш язычок зарядкой. Вы уже помните все наши упражнения, поэтому давайте вы сами сегодня проведете зарядку.
Дети по очереди достают нужные карточки-картинки, называют упражнение и выполняют его все вместе.
1. Заборчик
2. Лопаточка
3. Иголочка
4. Чередование под счет упражнений Лопаточка и Иголочка.
Упражнение выполняется с содружественным движением кисти руки. «Лопаточка» - кисть руки расслаблена лежит ладошкой вверх, «Иголочка» - кисть руки сжимается в колачок, выставлен только указательный палец.
5. Почистим зубки
6. Маляр
Упражнение выполняется с содружественным движением кистей рук. Показываем ладошками движение вперед и назад совместно с языком.
7. Индюк
8. Упражнение на дыхание с вертушками
9. Голосовое упражнение «Пароход гудит далеко/близко, большой/маленький».
Упражнение выполняется с движением пальца по звуковой дорожке.
- Давайте вспомним, ребята, а где же находится наш язычок, когда мы произносим звук Л?
Поднимается и упирается над верхними зубками.
Дети произносят отрывисто звук Л, совместно с движением руки (удар кулачком одной руки по ладошке другой) :
- Язычок наш, не ленись,
И повыше поднимись
Развивать артикуляционные движения, необходимые для постановки и автоматизации звука Л.
Развивать длительность и силу выдоха, направленность воздушной струи.
Развивать силу голоса, его высоту.
Уточнить правильную артикуляцию звука Л
Автоматизация звука
- Ребята, поставьте зеркала в сторону. Вспомним несколько чистоговорок, которые мы с вами знаем. Кто помнит чистоговорку и расскажет ее ребятам?
Дети вспоминают чистоговорки. Педагог может предложить свои:
Ла-ла-ла – Мила маме помогла.
Ло-ло-ло – вот у белочки дупло.
Лу-лу-лу – кукла на полу.
Лы-лы-лы – Мила вымыла полы.
И др.
- А теперь ребята, мы составим предложение по схеме. Посмотрите на рисунок (на доске). Брат и сестра пришли в зоопарк. Мальчика зовут Платон, а его сестру Влада. Посмотрите, как много животных увидели они в зоопарке!
- Давайте составим предложение сначала про Владу, а потом про Платона. Придумайте, пожалуйста, предложение.
Дети предлагают свои варианты. Останавливаемся на «Влада видела в зоопарке …».
Если есть дети с отсутствующим или искаженным звуком Р, можно взять вариант «Влада видела…»
- Давайте посчитаем, сколько слов в предложении и составим его схему.
Дети составляют схему предложения и по очереди составляют предложения с именем Влада и Платон, закрывая названные картинки фишками.
- Посмотрите на экран (презентация) : это мальчик Михаил. У него в комнате ужасный беспорядок. Давайте поможем Михаилу навести порядок и поставить все на полку. Придумайте предложение к нашей картинке.
«Михаил поставил на полку…»
Дети по очереди называют предложения и нажимают на предмет. Предмет становится на полку на свое место.
- Посмотрите, Ребята, кто пришел к нам для следующего задания?
Лунтик!
- Лунтик принес нам новое слово-помощник. Это слово «ОКОЛО». Ребята, а ОКОЛО это где?
Дети объясняют, как они понимают слово ОКОЛО.
- Давайте сейчас каждый, по очереди, расскажет, около кого он сидит.
Дети по очереди рассказывают: «Я сижу около … и около …»
- А теперь поменяемся местами и скажем еще раз.
- А теперь я буду вешать разные картинки около Лунтика, а вы по очереди называть около чего он сидел.
Дети по очереди произносят фразу: «Лунтик сидел около… (стула, стола, волка, ландыша, лопаты, куклы)»
Развивать четкость речи, ее чистоту.
Автоматизировать звук Л.
Создать проблемную ситуацию: дети придумывают все предложения самостоятельно под руководством педагога.
Развивать речевой синтез: тренировать в синтезе предложений. Тренировать в составлении предложений по схеме.
Автоматизировать звук Л во фразе и предложениях.
Работать над лексико-грамматической стороной речи: тренировать в образовании существительных В. п.
Познакомить с предлогом «около», тренировать в употреблении этого предлога и образовании существительных Р. п.
Подведение итога занятия
- Итак, фразы с каким звуком вы сегодня научились произносить красиво?
- Какое задание показалось вам самым трудным?
- Какое задание показалось вам самым интересным?
Рефлексия, подведение итогов