Алена Аитова
Работа со стихами как средство развития памяти детей 4–5 лет в условиях ДОУ
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности Работа со стихами, как средство развития памяти детей 4-5 лет в условиях ДОУ
к запоминанию и воспроизведению. Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функции ребёнка, которая характеризуется, в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль»
Публикация «Работа со стихами как средство развития памяти детей 4–5 лет в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Память сохраняет представление, которое в психологии интерпретируют как «обобщенное воспитание». Память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы «Работа со стихами как средство развития памяти детей 4-5 лет в условиях ДОУ».
Цель – выявление психолого-педагогических условий повышения эффективности развития памяти детей 4-5 лет в условиях ДОУ.
Объект исследования – развитие памяти детей 4-5 лет в целостном педагогическом процессе ДОУ.
Предмет исследования – процесс осуществления развития памяти детей 4-5 лет через структуру НОД по обучению заучивания стихотворений.
Гипотеза – мы предполагаем, что развитие памяти детей 4-5 лет будет более эффективным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать и своевременно изменять предметно-развивающую среду;
- в целостный педагогический процесс будет включена структура НОД по обучению заучивания стихотворений;
- воспитатель будет понимать значимость использования структуры НОД по обучению заучивания стихотворений в целях развития памяти детей 4-5 лет, владеть технологией включения её в педагогический процесс и обеспечивать руководство ею.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы памяти в отечественной и зарубежной литереатуре.
2. Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке воспитателей, учителей начальных классов, социальных педагогов, детских психологов.
Структура работы : курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Психолого – педагогические аспекты развития памяти детей 4-5 лет в условиях ДОУ
1.1 Память, произвольное припоминание, стихи, эмоциональность, образность.
Первое систематическое изучение высших форм у детей принадлежит. Совместно со своими последователями-учениками, он еще в двадцатых годах двадцатого века доказал, что высшие формы памяти являются наиболее сложной формой деятельности психики, которая социальна по своему происхождению, опосредствована по строению выделяя биологическую и культурную линии развития памяти, считал, что только именно в ходе активной мыслительной деятельности дошкольника, опирающегося на вспомогательные средства, возникает и развивается высшая форма памяти человека. Память как один из самых основополагающих психических процессов, который заключается в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, наиболее активно и продуктивно развивается в дошкольном возрасте. Несмотря на ее обозримо видимое несовершенство, память ребенка дошкольного периода развития становится одной из ведущих функций и занимает центральное место в сфере психики дошкольника. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Существует деление памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В этом случае говорят о двигательной, эмоциональной, образной и вербальной видах памяти. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки». Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной вкусовой.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих. Эмоциональная память - это память на переживания, чувства. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. Словесно-логическая память - память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто не вызывает зрительных ассоциаций. В жизни такой человек не прикладывает усилий, запоминая фамилии, имена и отчества, но образная идентификация людей осуществляется большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям. До 4–5 лет ребенок запоминал неосознанно и автоматически, без особых усилий со своей стороны и без влияния окружающих. С возрастного этапа среднего дошкольного возраста дети постепенно научаются регулировать процесс запоминания, запоминать то, что ему интересно и значимо, то есть подчиняют процесс запоминания своей воле. Нередко дошкольники запоминают то, что просили запомнить окружающие, то есть подчиняют процесс запоминания воле окружающих взрослых. Это управление процессом и формирует навык произвольного припоминания – важного составляющего процесса памяти, когда ребенок 4–5 лет может целенаправленно припомнить картину произошедшего события. Следом за формированием этой способности дошкольника развивается возможность целенаправленного или по-другому преднамеренного запоминания. В свою очередь постепенный рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его длительность и прочность. Этим и объясняется, что некоторые люди помнят особо важные, эмоционально окрашенные события, которые произошли с ними в возрасте 4–5 лет, долгие годы, а нередко и всю свою жизнь. Существенно возрастающий объем памяти, позволяет дошкольнику запоминать и хранить в своей памяти большое количество разнообразной информации. Нельзя не затронуть и такие особенности памяти 4–5 летних детей как эмоциональность и образность. Ребенок не просто механически воспроизводит информацию, а использует образы, читает с выражением, способен припомнить и рассказать о произошедшем событии ярко. Процесс формирования и развития памяти на этом не останавливаются. Однако его последующее развитие полностью зависит от своевременности формирования произвольности, а значит и объема памяти ребенка. Все дальнейшие достижения детей дошкольного возраста зависят от развития его памяти в целом. Можно выделить основополагающие рекомендации по развитию памяти детей среднего дошкольного возраста: – поскольку для дошкольников 4–5 лет игра является основным видом деятельности, необходимо использовать ее как доминирующий метод развития, то есть играя, развиваем; – так как любой человек, а тем более дошкольник легко и быстро запоминает только интересную и понятную для себя информацию, тренируем память детей с учетом их интересов и знаний; – поощрения, учитывая интересы и ценности дошкольника, правильно организованное соревнование способны создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания; – важно помнить, что сильнее запоминается информация, которая произвела более яркое впечатление, вызвала более насыщенные эмоции; – только та информация, которая используется дошкольником в деятельности, запоминается эффективнее и продуктивнее. [8,c.33]. Поэтому так важно мотивировать детей сравнивать, сопоставлять и элементарно использовать полученную информацию в своей разнообразной деятельности: играх, рисовании, конструировании, лепке; – так как по одному из законов памяти середина как обычно всегда запоминается много хуже, чем начало и концовка, необходимо уделить ее запоминанию много больше времени и сил.
1.2 Особенности работы со стихами как средства развития памяти детей 4-5 лет.
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. "Дар воскрешать прошлое так же изумителен, как и дар предвидеть будущее", писал Анатоль Франс. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. "Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом".’ Без памяти невозможно нормальное формирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к жизни. Память есть у всех животных существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках. Поэтому, конечно, важно развивать память с раннего детства, хотя возможности природной памяти у каждого ребенка свои. В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее развития и улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмысливать, структурировать запоминаемый материал. Все эти методы, в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью. Поэтому можно предположить, что развитие памяти детей уже в дошкольном возрасте может быть эффективным, если для этого соблюдаются различные условия, способствующие развитию памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение, поэтому так важен и актуален вопрос развития памяти уже в дошкольном детстве. Каждый ребенок обладает своими особенностями запоминания.
Обычно выделяют три основных типа: - аудиты, те дети, которые легко запоминают информацию на слух;
- зоровики, дети, которым для запоминания нужно увидеть информацию;
- кинестетики, дети, которым нужно пощупать, подержать в руках объект информации. От вида запоминания стихотворения зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудита необходимо по-разному проговаривать текст (и шепотом, и громко, и тихо, и как медведь, и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.