Лучший педагог года

Работа с семьей в условиях реализации ФГТ

Наталья Сапаева
Работа с семьей в условиях реализации ФГТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Современные исследования свидетельствуют о решающей роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника. Семья – важнейший институт социализации детей. Она связывает жизнь ребенка с окружающим миром, воспитывает и развивает ребенка, позволяет проявлять ребенку интеллектуальные возможности, исправлять его физические и психологические недостатки.

Публикация «Работа с семьей в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах

Данные научно - методической литературы (Н. А. Власова, Л. С. Волкова, М. Е. Хватцев и др.) и практика работы в логопедических группах с общим недоразвитием речи показывают, что успех формирования правильной речи у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.

В ряде исследований представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс в группе детей, способствует более полной компенсации дефекта (Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Юртайкин, Л. Н. Ефименкова, Н. В. Нищева и др.).

Для оказания развивающей и поддерживающей функций семьи Г. В. Чиркина отмечает необходимость взаимодействия с семьей и информирования семьи о возможностях коррекционной работы дома : артикуляционных и дыхательных упражнениях, гимнастики для моторики и пр.

Автор подчеркивает значимость семейного окружения (чуткости, доброжелательного отношения родителей к ребенку) : «повседневная обязанность родителей - поощрять любые попытки голосовой и звуковой продукций, стараться понимать даже едва внятную речь. Очень важно

поддерживать любые попытки лепета - создавайте тишину, чтобы ребенок мог услышать свою звуковую продукцию; активизировать слуховое внимание ребенка, напевая детские песенки, используя звуковые игрушки и т. п. ; развивать зрительное внимание».

Таким образом, семья : условия семейного воспитания, особенности речевого общения членов семьи, общий психологический климат семьи - могут оказывать как благотворное влияние на речевое развитие ребенка (даже с нарушениями речи, так и отрицательное влияние. Как факторы семейного воспитания, быта, накладывающие отпечаток на развитие речи ребенка можно выделить: недостаточность речевого общения, билингвизм, наличие речевой патологии у родителей или человека из близкого окружения, неблагоприятные семейные условия, в которых воспитывается ребенок. Семья способна оказывать значительное положительное влияние на

развитие речи ребенка. Однако для этого семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах психического развития детей.

Анкетирование, проведенное в нашем ДОУ, позволяет утверждать, что большинство родителей имеют самые общие представления о сущности речевого дефекта ребенка. Почти две трети родителей имеют общие представления о мероприятиях, проводимых в ДОУ в рамках

логопедической коррекции, и только четверть родителей хорошо осведомлены о том, какие мероприятия проводятся в ДОУ, каково их содержание. Дополнительные занятия дома с детьми регулярно проводит только пятая часть родителей. Только в трети семей в коррекционную работу

вовлечены несколько членов семьи. Наибольший интерес вызывают такие формы взаимодействия родителей и ДОУ, как индивидуальная беседа логопеда или воспитателя с родителями и собрания с участием логопеда, психолога. В общей сложности почти 90% родителей в той или иной степени

готовы участвовать в мероприятиях, направленных на повышении компетенции в работе с детьми с нарушениями речи. При этом родители интересуются приблизительно в равной степени получением навыков проведения упражнений и игр по логопедической коррекции и по оптимизации коммуникативных данных ребенка.

Подготовительный этап работы с семьей.

Содержание этапа:

I. Создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.

Формы работы :

1. Ознакомление с социально-психологическим портретом семьи и структурой речевого дефекта ребенка.

2. Консультация.

3. Индивидуальные беседы с родителями.

II. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребнка :

1. Беседы с родителями.

2. Посещение индивидуальных занятий.

III. Информирование родителей о результатах обследования:

1. Индивидуальные беседы с родителями.

2. Консультирование.

IV.Определение наиболее эффективных примов работы с семьй ребнка :

1. Анкетирование, опрос, наблюдение.

Практический этап работы.

Содержание этапа:

I. Ознакомление родителей с «Программой коррекционного обучения детей с нарушения речевого развития».

1. Родительское собрание.

2. День открытых дверей.

II. Расширение знаний родителей по проблемам общего психического и речевого развития детей:

1. Психологический «кружок».

2. Родительские тренинги с логопедом.

3. Специально организованные занятия с педагогами.

III. Обучение родителей некоторым коррекционным примам работы с ребнком в семье.

Обобщающий этап работы.

Содержание третьего этапа:

I. Закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания:

II.Стимулирование творческой деятельности родителей в коррекционном обучении дошкольников.

III. Применение различных форм контроля за выполнением заданий логопеда в домашних условиях.

Целостность коррекционного процесса обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребенка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе, и родителями дошкольников. Эффективность коррекционной работы во многом определяет обратная связь, выявляющая, как происходит усвоение знаний. Реализация

предложенной модели возможна с применением рассмотренных форм работы : индивидуальные беседы, родительские собрания, консультации, «круглые столы», совместные досуговые мероприятия. Все названные мероприятия направлены на повышение активности родителей,

повышение степени их вовлеченности в воспитательно-коррекционный процесс ДОУ.

СОЗДАНИЕ ГРУППОВОГО САЙТА – ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ

ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Информатизация образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции.

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также

использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Основные задачи создания сайта:

•Изучить интересы и проблемы семей моей группы. Определить наиболее интересующие их вопросы и темы.

•Познакомить родителей с наиболее эффективными методами воспитания детей.

•Выявить, насколько интересны родителям события, происходящие в группе

•Вовлечь родителей в единое образовательное пространство.

•Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

•Повышение активности родителей на собраниях и в жизни группы.

•Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

269

Ожидаемые результаты:

1. Повышение эффективности процесса обучения.

2. Активизация познавательной деятельности детей и родителей.

3. Повышение уровня общения родителей с детьми.

4. Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

5. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других

специалистов, для создания единой информационной среды.

6. Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного

воспитания, через использование информационно – к Создание активно действующее,

работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование

информационно – коммуникативных технологий.

7. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы.

8. Повышение педагогической культуры родителей

Использование информационно –коммуникационных технологий - это новый вид деятельности в работе с родителями детского сада и, несомненно, эта деятельность требует тщательного анализа.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. На современном этапе проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания решается на государственном уровне.

Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Так, права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Законов российской Федерации «Об образовании», главе 12 Семейного кодекса РФ, Конвенцией о правах ребнка. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и новыми федеральными государственными требованиями, одна из основных задач детского сада – это «взаимодействие с семьй для обеспечения полноценного развития ребнка».

В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, все остальные институты социализации призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Согласно закону «Об образовании» (ст.

18, п. 1, «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребнка в раннем возрасте».

В общих положениях Федеральных Государственных Требований сказано, что обязательная часть Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. А одной из основных форм работы с детьми является взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (п. 2.11).

Согласно этому, ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - это создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Так как одной из основных форм работы является взаимодействие с семьями, то появляется необходимость найти новые формы работы с семьй, которые можно использовать каждый день.

формы работы с родителями :

•обучающие, профилактические

•наглядно-информационные

•досуговые.

Обучающие, профилактические:

•Посещение семей

•Родительские собрания (общие и групповые)

•Консультации

•Занятия с участием родителей

Работа с родительским комитетом

•Дни общения

•Дни открытых дверей

•Совместное создание предметно-развивающей среды

•Тренинги

•Беседы с детьми и родителями

•Семинары-практикумы.

Наглядно-информационные:

•Папки-передвижки

•Родительские уголки

•Эмоциональный уголок

•Семейные и групповые альбомы, газеты

•Фотовыставки

•Фоторепортажи

•Выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями

•Копилка добрых дел

•Портфолио

•Стенд «Наши достижения»

•Почта доверия

Досуговые:

•Праздники

•Спортивные досуги

•Развлечения

•Празднование дней рождений

•Выставки семейных реликвий, коллекций

•Совместные спектакли

•Совместные проекты

•Совместные походы

•Совместные экскурсии

•Семейный вернисаж

•Семейные посиделки.

Большинство из перечисленных форм работы с родителями невозможно применять каждый день. В нашем детском саду была апробирована такая форма работы, как социальный проект, в результате чего выделились определнные преимущества этого метода:

1. Интеграция (затрагиваются разные виды деятельности)

2. Решаются разные цели

3. Экономия времени

4. Взаимодействие детей, родителей, воспитателей

5. Реклама нашей воспитательно-образовательной работы

6. Формируется положительный имидж педагога

7. Повышается самооценка детей

8. Повышается качество образования

9. Формируются коммуникативные навыки (умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение сотрудничать, оказывать содействие)

10. Происходит вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс

11. Увлечнность детей, что помогает решать вопросы дисциплины

12. Сочетание интересов детей и педагогов

13. Участники проекта видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в не душу

14. При выборе темы проекта учитываются индивидуальные особенности участников: сильным- сложное, слабым - по их реальным возможностям

15. Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей

16. Помогают увидеть проблему с разных сторон

17. Развитие творческих способностей детей

18. Развитие умения слушать

19. Развитие умения наблюдать

20. Развитие воображения

21. Развитие мышления

22. Развитие внимания, памяти, речи

23. Развитие навыков анализировать

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Важным направлением в работе дошкольного учреждения является взаимодействие с семьей. В это понятие включается новое содержание, интересные и эффективные формы работы, направленные на удовлетворительное решение общих идей по отношению к каждому ребенку.

Работа с семьей рассматривается не как необходимость, не как следствие, вытекающее из каких-либо результатов, а как органически целое во взаимосвязи всей цепи педагогического процесса каждого дошкольного учреждения. Современная семья имеет, как правило, одного ребенка, реже двоих. И это накладывает свои особенности на ребенка. Поэтому родители нуждаются в помощи педагога-психолога. Родителей интересует не столько развитие ребенка, сколько его индивидуальность. Поэтому в работе с семьей важно :

- быть открытыми с родителями (т. е. регулярно родители должны получать информацию по интересующимся их вопросам);

- уважать интересы и возможности каждой семьи (строить свою работу на основе индивидуальных особенностей и интересов);

- обретать в родителях своих союзников (обсуждать разнообразные вопросы жизни группы, поощрять принятие совместных решений, вырабатывать позицию двухстороннего сотрудничества);

- приобщать семью к тесному контакту и сотрудничеству между собой, единству требований к ребенку, удовлетворению общих интересов).

Работа с родителями (по Т. Н. Дороновой) состоит из 3-х блоков:

- информационно-аналитический (сбор и анализ данных о семье);

- практический (содержится информация, направленная на решение конкретных задач);

- контрольно-оценочный (анализ эффективности проводимых мероприятий).

Когда ребенок приходит в детский сад, то самое важное, что необходимо для обеспечения благоприятного течение его адаптации, это: знание и учет его индивидуально-личностных особенностей, особенностей семейного воспитания, выявление проблем, которые могут возникнуть у ребенка в период привыкания к детскому саду с целью обеспечения индивидуального подхода к развитию маленького человека.

а) Изучение готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

Индивидуальные особенности ребенка (возрастные, психологические,

психофизиологические и др.) могут повлиять на течение адаптации, поэтому встает необходимость их диагностировать еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным. Для этой цели можно использовать наблюдение по психолого-педагогическим параметрам, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении и семье в предадаптационный и адаптационный период.

б) Изучение социальной ситуации развития ребенка, как возможной причины

неблагоприятного прогноза адаптации к детскому саду.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании. Поэтому очень важно, чтобы не только в семье, но и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для малышей, согласованными между родителями и воспитателями. А для этого сотрудникам детского необходимо как можно больше знать о ребенке, его воспитании в семье еще до его прихода в группу. Получению информации о семье способствуют : беседы с родителями, в том числе с использованием анкет; диагностика стиля

воспитания ребенка в семье.

в) Изучение особенностей модели педагогического взаимодействия воспитателей с детьми.

Перед психологом встает задача – выявить действия педагога с детьми и создать условия для формирования у педагога направленности на личностное развитие детей. Диагностическим инструментарием для этого может служить: диагностика В. Г. Маралова «Определение модели взаимодействия воспитателя с детьми»; «Шкала самооценки личностных качеств и педагогических умений, важных в общении с родителями» Дороновой Т. Н.

Собранная с помощью диагностического инструментария информация позволяет получить представление о возможном характере установления взаимосвязей между детским садом и семьей, помогает спрогнозировать успешность адаптации детей в дошкольном учреждении и наметить

пути дальнейшей работы.

В пропедевтической работе с семьей, в период подготовки его к детскому саду, важно учитывать возможную степень дезадаптации (тяжелая, средняя, легкая) поведения ребенка. Эти материалы также необходимы и для педагогов с целью выработки индивидуально- дифференцированного подхода к детям в адаптационный период.

Работа с родителями в предадаптационный период организовывается с целью создания единой, согласованной системы педагогических воздействий, опирающейся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, которая позволила бы решить проблему адаптации на должном уровне.

Задачи психопрофилактической работы с семьей :

1. Формировать мотивационную готовность родителей к поступлению ребенка в детский сад.

2. Способствовать обогащению знаний родителей об особенностях развития детей раннего возраста.

3. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

4. Познакомить со способами оказания психологической помощи ребенку родителями в адаптационный период.

Предусматриваются следующие организационные формы проведения

психопрофилактической работы с семьей : индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия, печатная информация – памятки, статьи.

Очень важно, чтобы первая встреча психолога с родителями состоялась до поступления ребенка в детский сад.

Для родителей в кабинете психолога, групповых помещениях предлагается подборка консультаций в форме информационных листов, стенных газет.

Важно отметить, что такая работа позволяет оценить различные взаимоотношения в позициях: родитель-ребенок-воспитатель, своевременно внести коррективы в развитие и воспитание ребенка. При этом особое внимание уделяется согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и детском саду. На данном этапе проводится работа по психологическому просвещению взрослых, в ходе которой воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по оптимизации адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с

его выраженной индивидуальностью.

Литература:

1. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ – М. : Сфера, 2006.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями/ – М., 2002.

3. Дыбина О. В. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи/ Тольятти. ТГУ. 2009.

4. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ/ – М. : Сфера, 2006.

5. Минкевич Л. В. Тематические педсоветы в дошкольном учреждении/ – М., 2009.

6. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)/ С-Пт. : Детство-Пресс. 2009.

7. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду/- М. : Вако, 2009.

8. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями. /Дошкольное воспитание. 1988. №9. с. 23.

9. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании».

Форум 2011 277

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьй

12. Коллективное творчество дошкольников. Под ред. Грибовской А. А.

13. Кондрашихина Т. Н. Организация межвозрастного общения. /Воспитатель ДОУ. №5. 2009г. с. 75.

14. Конституция Российской Федерации.

15. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

16. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ.

17. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

18. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ / М. : Скрипторий, 2004 – 77с.

19. Дуброва В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении/ М. : Новая школа, 1995 – 128с.

20. КорыгинаТ., Комфортная среда / Журнал Обруч – 1995. - № 2 – с. 36-38.

21. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ/ М. : Айрис-Пресс, 2005-382с.

22. Мухина В. С. Психология дошкольника/ М. : Просвещение, 1976 – 258с.

23. Пенькова Л. А. Управление службой практического психолога/ Тольятти: Форум, 2005 –113 с.

Публикации по теме:

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с семьей в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 23:14
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 79.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД