Светлана Парамонова
Работа с семьей по охране здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьей по охране здоровья детей
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Жан-Жак Руссо
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.
Охрана здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных проблем российского образования.
Публикация «Работа с семьей по охране здоровья детей» размещена в разделах
Три компонента понятия «здоровье» - физическое, душевное, социальное благополучие – требуют от работников системы дошкольного образования осмысления стоящих перед нами задач новых федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
•воспитание культурно-гигиенических навыков;
•формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Создание благоприятных педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей, только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Общеизвестно, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
В статье №18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем
детском возрасте». Но именно педагог-дошкольник должен взять на себя
ведущую роль в повышении уровня педагогической культуры родителей
в вопросах здоровьесбережения.
И лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Наши наблюдения показывают, что в жизнь входит новое поколение родителей, понимающих значение здорового образа жизни, хорошего образования и воспитания и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Совместная работа детского сада и семьи способствует решению этих важных задач.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье, и вот с целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщения детей нашей группы к здоровому стилю жизни проведен анкетный опрос родителей. В итоге выяснилось, что часть родителей (37%) имеет возможность уделять внимание укреплению здоровья своего ребенка, по крайней мере, несколько раз в неделю, 28% — только в выходные дни, 27 — ежедневно, 4 — во время отпуска и лишь 4% респондентов указали, что вообще не имеют такой возможности. Основными причинами, мешающими родителям уделять большее внимание здоровью детей, являются: дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости (51%, отсутствие специальных знаний и умений (32%). 23% респондентов считают, что их, ребенок и так достаточно здоров, 21 — указывают на недостаточный уровень материальной обеспеченности, 15 — признались в собственной инертности, лишь 6% родителей отметили, что не видят в этом смысла.
Наиболее значимыми факторами, отрицательно влияющими на состояние здоровья человека, считают наши родители, становятся экологические загрязнения (43%, наследственные заболевания (41%, недостаточный уровень двигательной активности (34%, неправильное питание (34%, вредные привычки (32%, низкий уровень материальной обеспеченности (26%) и отрицательные эмоции (21%). Таким образом, ведущее место родители отводят факторам, не зависящим от них и на которые нельзя оказать какое-либо влияние (экологические загрязнения, наследственные заболевания). Среди факторов, способствующих укреплению здоровья, первое место родители отводят занятиям физическими упражнениями (48%, второе — рациональному питанию (41%, третье — рациональному режиму труда и отдыха (40%). Далее следуют ежедневные прогулки (32%, положительные эмоции (27%, закаливание (23%, отказ от вредных привычек (22%) и соблюдение личной гигиены (20%). Меньшее значение родители придают достаточному уровню материальной обеспеченности (16%) и использованию немедикаментозных способов профилактики заболеваний (16%).
Среди мер, предпринимаемых с целью укрепления здоровья детей, более половины родителей регулярно используют соблюдение санитарно-гигиенических требований, прогулки на свежем воздухе, правильное питание
Основным источником информации родителей о способах укрепления здоровья ребенка является их собственный жизненный опыт (41%); далее следуют консультации специалистов в области Медицины (29%) и советы родителей, друзей и знакомых (28%). Хотя одной из основных причин, мешающих родителям уделять большее внимание укреплению здоровья детей, является отсутствие специальных знаний и умений, лишь 14% респондентов обращаются к специальной методической и научно-популярной литературе и 14% — к специальным передачам по телевидению и радио.
Большинство родителей (57%) испытывают потребность в информации о способах оздоровления ребенка; 25% отметили, что не нуждаются в этой информации, у 18% этот вопрос вызвал затруднение. Среди тем, связанных с укреплением здоровья детей, наибольший интерес родителей вызывают темы, связанные с профилактикой простудных заболеваний (38%, физической подготовкой детей (31%, организацией рационального питания (27%, двигательного режима (25%, закаливания (23%) и режима дня (19%) ребенка дошкольного возраста, а также профилактикой нарушений осанки и плоскостопия у детей (17%).
Учитывая, что часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребенка, важным условием успешной работы в реализации оздоровительной области «Здоровье» стало выдвижение первоочередных целей:
1. Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровьесбережения. 2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому мы стремимся использовать современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников : диалогичность общения, партнерство, открытость. Взаимодействие в нашей группе включает обмен мыслями, чувствами, общение, главное — не простое информирование родителей, на что раньше делался акцент, а на их умение применять знания с учетом особенностей детей раннего возраста.
Ознакомление родителей с содержанием работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников проводим через организацию дней открытых дверей и индивидуальных посещений родителями занятий и других мероприятий с детьми, оформление фотогазет. Более современными и действенными стали формы активного участия родителей в тренингах, мастер-классах, на которых мы показываем и обучаем родителей различным формам закаливания: самомассажу и точечного массажу, пальчиковой гимнастике, дыхательным упражнениям и т. д. Практические занятия наиболее приемлемы, так как лекционная форма родителями воспринимается хуже. Очень эффективно вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс, когда родители - не зрители и наблюдатели, а активные участники различных оздоровительных мероприятий. Самыми удачными в этом году стали: праздник «колобок», «лесная полянка»…. Родители наблюдают своего ребенка в коллективе сверстников, оценивают его физическую подготовку. К тому же, когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
На наш взгляд, успешным фактором активизации родителей в воспитании здорового образа жизни стал показ слайдов и видеороликов физкультурно-оздоровительного характера. Это снятые оздоровительные гимнастики, физкультурные занятия. Эти видеоматериалы были включены в родительские собрания.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Это особенно важно в работе с детьми раннего возраста, когда они проходят трудный адаптационный период. Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием мы большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды, и родители подключились к этому. Например, в нашей группе есть такие элементы релаксации, как «сухой дождь», который представляет собой обруч, подвешенный к потолку и с него спускаются разноцветные атласные ленточки спокойных тонов, словно струи воды. Их приятно потрогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить касаясь телом. За струями лент можно спрятаться от внешнего мира и тогда они превращаются в «уголок уединения». Ребенок 2—3 лет может уставать от детского общества и нуждается время от времени в отдыхе и уединении. И это хороший выход, когда необходимо выделить «спокойные» зоны. В условиях дома, как правило, это место под столом, куда ребенок уносит любимые игрушки. Малышу необходимы «домики», позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и постоянной опеки. Наши родители подхватили идею, и многие наши воспитанники и дома играют в струях «сухого дождя».
Так же мы используем с этой целью «сухой бассейн», где дети с удовольствием играют перебирая шарики, «купаются» в них, достают предметы-сюрпризы со дна бассейна тем самым естественно развивается их двигательная активность.
Неким отвлекающим маневром для новичков является «каруселька». На перекрестных реечках на разном расстоянии и высоте висят различные игрушки, погремушки. С помощью неё легко отвлечь ребенка от капризов или плача по поводу ухода мамы.
Благодаря совместной работе ДОУ и семьи, а так же готовности современных родителей активно участвовать в процессе формирования здоровьесберегающего поведения мы добились следующих результатов :
1. Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, активное включение родителей в оздоровление детей.
2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье.
Только в условиях сотрудничества, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии здорового ребенка.
Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает положительные результаты. Родители стали не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция по отношению не только к здоровью ребенка, но и своему. Пропуски детей по болезни низкие. Оценка анкетирования родителей показала высокий процент удовлетворенности работой детского сада.
Список используемой литературы.
1. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ. \\ Дошкольная педагогика. №8-2010
2. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. Сфера. М., 2009
3. Гаврилова Н. Н., Миклякова Н. В. Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ. Аркти. М. ,2010
4. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. М., 2010
5. Дорохина З. Охранять и укреплять здоровье детей – наша приоритетная задача. // Здоровье дошкольника. №4 - 2009
6. Лесовая О. В. Новая философия взаимодействия ДОУ с семьёй. //Дошкольная педагогика. №4-2010
7. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Сфера. М. ,2011
8. Ушакова В. Т. Сотрудничество с семьёй в вопросах оздоровления дошкольников. // Дошкольная педагогика. №8-2010